“УТЕПЛИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ” прошлого

“Прабабушкой” пальто, конечно же, была шкура (по возможности, крупного животного), в которую удачливый охотник однажды завернулся с головы до ног и наконец-то смог согреться. Потом древнегреческая и древнеримская цивилизации, которые развивались в более комфортных условиях, подарили человечеству несколько отличных “утеплительных идей”. Историки моды утверждают, что греческим “прадедушкой” современных пальто является не кто иной, как простейший плащ-накидка из полотна или шерсти. Длинный его вариант назывался паллиум, а короткий — хламис.

Древние римляне модернизировали греческий хламис, превратив его в короткую накидку с капюшоном. Этот фасон и оставался самым востребованным вплоть до Средних веков.

.

МОМЕНТ УДАЧНОГО слияния

Парадоксально, но весьма мрачные времена Средневековья ухитрились оставить в истории этой вещи свой светлый след. В этот период у пальто появляются рукава. Правда, выглядят они еще довольно неуклюже и мешковато, но именно благодаря этому нововведению пальто приобретает вполне внятные очертания теплой верхней одежды.

На Руси, к примеру, получил распространение халатный вариант пальто под названием “азям” или “озям”. Эту незамысловатую, но достаточно теплую вещь с узкими рукавами попросту запахивали и подпоясывались. А вот в Германии усовершенствованный вариант пальто с рукавами под названием “опелянд” украшали мехами. Записные щеголи, знающие толк в том, как выделиться в толпе, заказывали себе модели с боковыми разрезами и бесполезным шлейфом, крепившимся на спине.

Вот так тихо и почти незаметно в истории пальто закончился “аскетичный период”.

.

НЕУДЕРЖИМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ к роскоши…

…обнаружилось в эпоху Возрождения и достигло своего пика в период Ренессанса. Заказывая пальто, европейские богачи не жалели денег и тяготели к поистине восточным излишествам. Портные, почуяв “роскошный спрос”, вовсю экспериментировали с изумительными азиатскими тканями, мехами, перьями, кожей и украшали свои произведения ювелирными украшениями, вышивкой и позументами.

Невиданный доселе спрос на роскошь породил спрос на дизайнерские идеи. Мастера швейных дел проявили чудеса находчивости по части копирования идей и, нисколько не стесняясь, позаимствовали у бедняков некоторые фасоны одежды. Самый яркий тому пример — испанское пальтоке. Этот крестьянский плащ с капюшоном неожиданно пришелся по душе... голландским придворным и превратился в дворцовый наряд пальтрок, удивительным образом сочетающий в себе практичность и изысканность.

.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ перемены…

…произошли в XVIII веке — сразу после Великой французской революции. Классовая борьба с аристократами отразилась на ни в чем неповинной вещи весьма своеобразно: пальто не только получило во Франции свое современное имя, но и, лишившись всех своих роскошных “привилегий”, превратилось в... военное обмундирование.

Французы, судя по всему, не сразу оценили “гражданские достоинства” своего милитаристического изобретения, в отличие от англичан. Представители туманного Альбиона не только позаимствовали пальто в качестве униформы для своих военных, но и подарили миру множество его цивильных вариаций. Вспомните хотя бы классическое пальто реглан, названное в честь известного английского фельдмаршала Раглана, или короткие и узкие пальто, гордо носящие имя лорда Спенсера. Но базовой моделью XIX века стал редингот — универсальное пальто приталенного силуэта, с двойным воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.

Потерпев поражение на “фронте” мужской верхней одежды, французы не уступили ни дюйма на “фронте” дамской. К примеру, один из самых модных фасонов этого периода был назван в честь знаменитой фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур, а другой, имевший небывалый успех в России, — в честь индийской принцессы Лалла Рук. И если первая дама была реальной персоной, то вторая — героиней стихотворения известного русского поэта В. А. Жуковского.

.

СОВСЕМ НЕДАЛЕКОЕ прошлое

Пожалуй, ни одна эпоха не отличалась такой калейдоскопической сменой фасонов. Модный отсчет теперь шел на десятилетия.

В 20-х годах женщины-эмансипе носят прямые длинные пальто, которые в 30-е годы трансформируются в асимметричные по крою и напоминающие по форме трубу модели с большими меховыми воротниками.

Военные 40-е проходят под знаком милитари. В измотанной войной Европе дамы осваивают рединготы, дафлкоты (полупальто с капюшоном) и напоминающие шинель тренчкоты (“траншейные пальто”).

В послевоенное десятилетие царит роскошный диоровский стиль нью лук. Прекрасная половина человечества вновь чувствует себя по-настоящему прекрасной и отдает предпочтение пальто А-, Н- и Х-образных силуэтов длиной до середины икры.

60-е проходят под знаком “космического” стиля. В моду входят мини и силуэт “трапеция”. Пальто спенсер в сочетании с широким поясом обретает “второе дыхание”.

В 70-е модницы отдают предпочтение приталенным пальто-макси. А вот в 80-е в фаворе городской деловой стиль и пальто классических силуэтов. Самый модный писк — подчеркнуто громоздкие плечи.

Конец второго тысячелетия проходит под знаком вызывающего стиля гранж, главный принцип которого — произвольное смешение дорогих и очень дешевых вещей. Модницы щеголяют в небрежных мешковатых пальто, напоминающих неказистых “куколок”, из которых вот-вот выпорхнут радужно яркие бабочки.

.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ времени

Если какое-то явление нашей жизни и напоминает машину времени, так это, безусловно, мода, позволяющая каждому из нас почувствовать себя если не в объятиях другой эпохи, то хотя бы в объятиях вещей, напоминающих о ней.

Сезон осень-зима 2006 позволял вновь вспомнить недалекие 90-е и облачиться в пальто, силуэты которых напоминают тюльпан или... полусдувшийся шарик. Модельеры же остроумно окрестили такие фасоны “коконами”.

Если вам по душе более внятные и выразительные силуэты, к вашим услугам тренчкоты или тренчи из уютных клетчатых тканей, которые переживают свою “третью молодость”. Кроме того, в моде снова форменный стиль и коротенькие “школьные” пальтишки или их полная противоположность — приталенные пальто-макси с большими отложными воротниками из натурального или искусственного меха. А вот пальто типа двубортной шинели дизайнеры предлагают украсить в модных нынче имперском или наполеоновском стилях — большими металлическими пуговицами, орнаментами и золотыми позументами.

.

.

Пользователи, прочитавшие данную статью, также просматривают:

.

:: Эволюция галстука



Назад в раздел
Карьера в индустрии моды всего статей: 8 Культурологическая программа «Теория моды: одежда, тело, культура» Коллекции всего статей: 1239 Линия деловых сумок Longchamp 2.0
Показы всего статей: 476 Показ коллекции BOHEMA весна-лето 2015 Рекламные кампании всего статей: 202 Супермодель Эрин Уоссон снялась для новой рекламной кампании Rockport
Эволюция вещей всего статей: 8 Эволюция галстука
Новая публикация на сайте
Репортаж с вернисажа выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник»
Репортаж с вернисажа выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник»
12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают. Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.
Накануне вечером в Нью-Йорке Кристофер Бейли, креативный и генеральный директор британского дома Burberry, выступил организатором мероприятия, приуроченного к запуску новой коллекции сумок The DK88 bag collection, в фирменном магазине Burberry на Spring Street.




.