Карим Рашид — натурально воплощение наших представлений о будущем. Он живет в квартире с плазменным экраном во всю стену, четко придерживается расписания, соблюдает вегетарианскую диету и отвечает на каждый е-mail, телефонный звонок или факс в тот же день, несмотря на занятость. Для него нет ничего постоянного, и ему наплевать на материальные ценности. При том что именно их он постоянно и создает, будучи одним из самых модных и авторитетных дизайнеров современности.

Казалось бы, с такими характеристиками Рашид больше походит на робота, нежели на живого человека. Тем не менее, именно человека он и ценит больше всего в своей жизни. И еще искусство. Видимо, поэтому все, что делает Карим Рашид в первую очередь призвано быть удобным для homo sapiens. А заодно и радовать глаз ему же. Среди творений знаменитого дизайнера часы и посуда, мыльницы и мусорные ведра, мебель и светильники, гостиницы и рестораны, апартаменты и скульптуры. Но функциональный дизайн для Рашида — отнюдь не самое главное. Куда больше его волнует дизайн нашей среды обитания как таковой, то есть ни больше, ни меньше — дизайн Вселенной, в которой нам не то посчастливилось, не то сильно не повезло жить.

Наполовину египтянин, наполовину англичанин Карим Рашид родился в Египте, вырос в Канаде, учился в Италии, сейчас живет в Нью-Йорке, а работает по всему миру. Он гений, который изменяет людей, их привычки и образ мыслей. Дело в том, что Рашид уверен: изменение сознания — всего лишь вопрос времени. И если человек живет в современном красивом здании, в правильно спроектированной квартире, его сознание постепенно начнет меняться. Он станет приобретать все меньше ненужных, некрасивых вещей и начнет чувствовать себя легче и лучше. Долой антикварные диваны и высокие комоды на ножках, да здравствует чувственный минимализм! Мышление молодежной культуры заключается в том, что она не заботится о прошлом. Прошлое бессмысленно. Оно закончено. Именно это и старается донести Рашид своими работами. Которые, имея биоморфные очертания, глянцевую поверхность и радостные яркие цвета, больше похожи на детские игрушки. Внешне такая «кукольная посудка» заставляет вспомнить эстетику 50-60-х годов минувшего века, когда верилось, что Марс вот-вот превратится в цветущий сад, будут изобретены лекарства от всех болезней и мир станет радостным и радужным. Такое беззаботное чувство жизни у Карима неслучайно, он родился в 60-е, время хиппи, рождения поп-арта, а главное — настоящего идеализма. Отсюда и его призывы отказаться от владения чем-либо и тем самым обрести свободу.

— Владение — величайшая иллюзия человечества. Людям нужно учиться пониманию того, что такое свобода. А свобода исключает владение. Нужно перестать ревновать, не быть жадным и так далее. Тогда не нужно будет религии, законов и границ. Современный дизайн — огромная индустрия, большой бизнес, построенный на желании человека владеть вещами, но в то же время современные вещи из современных материалов позволяют человеку мыслить свободнее. Дизайн – путь человека к свободе, — уверен Рашид.

А еще он советует, принося что-то в дом, непременно от чего-то подобного избавиться. Так что если купили вы пару носков — выбросьте парочку старых, приобрели кресло — на свалку прежнее. И хватит уже поклоняться брендам! К сожалению, россияне еще очень зависимы от часов Rolex, сумок Louis Vuitton и прочих дорогих и статусных вещиц. Хотя уже давно всем известно, что часы за десять долларов показывают время точнее, чем за десять тысяч. А Мадонна ходит в кроссовках за пять долларов и прекрасно себя чувствует. Роскошь по Рашиду — отнюдь не бренды, а свободное время и возможность заниматься творчеством. Роскошь больше не относится к вещам материального мира. И, как говорит он сам: «Тот, кто однажды побывал в моем мире, уже не сможет жить как раньше». Он прав. Прав потому, что все вещи Карима очень функциональны и предельно удобны. Например, когда его не устроила пластиковая карта, которую можно провести только одной стороной, Рашид придумал карту с двумя полосами, чтобы не задумываться о том, как ее поворачивать. Впрочем, сама кредитка, по его мнению, вообще должна исчезнуть в ближайшем будущем. А деньгами станут отпечатки ваших пальцев, так же, как и паспортом, страховкой и ваучером в отель. Впрочем, не все пока что разделяют футуристические представления Рашида. Однажды он предложили Джорджио Армани оформить бутик без единой вешалки: оставить только дефиле на экране, чтобы клиенты выбирали одежду, глядя на манекенщиц, а вещи им потом привозили бы домой на примерку. Армани отказался. Но есть надежда, что когда-нибудь Карим Рашид избавит мир от наших неправильных, дурацких стереотипов.

Автор: Ольга Саган

Официальный сайт Карима Рашида: http://karimrashid.com



Назад в раздел
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 История «Panton Chair» от Матиаса Реммеля, куратора выставки «Вернер Пантон: Избранные работы»
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Arflex Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Промышленный дизайн
Новая публикация на сайте
Репортаж с вернисажа выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник»
Репортаж с вернисажа выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник»
12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают. Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.



.