После проекта «Ферма» «Еда улиц мира» - третья инсталляция Майка Мейре для серии культурных проектов «Edges” (Крайности) компании Dornbracht. В отличие от проекта «Ферма» этот новый проект не касается домашней кухни как центра жизни - он об импровизированных кухнях, устроенных в общественных местах, на улицах.

.

Геррит Терстьедж (далее Г.Т.): Мне показалось, что проект «Ферма» демонстрировал кухню как непосредственное соседство очень разнородных случайно собранных, предметов. В Вашем последнем проекте Вы придерживаетесь той же эстетики, не так ли?

Майк Мейре (далее М.М.): Да, это так. Проект «Ферма» объединил самые разнообразные гастрономические культуры; он был весь о разнообразии, сложности и в то же время красоте, которую таит это разнообразие. Что касается моего нового проекта «Еда улиц мира», я был очарован картиной уличных кухонь в больших и маленьких городах по всему миру, меня привлекла эстетика самообслуживания. Общество становится все более мобильным, и это также отражается в наших представлениях о приготовлении пищи и ее употреблении. Я недавно вновь столкнулся с этим феноменом в Нью-Йорке: там я не раз видел бизнесменов в костюмах в тонкую полоску, стоящих в очереди за своим ланчем у стойки хот-догов за углом. Меня вдохновляет поиск этих типов мобильных агрегатов на разных континентах, я люблю их документировать и, если есть возможность, приобретать. В Таиланде, например, мы нашли старую лодку с киоском и кухней на борту. Я курирую выставку различных объектов такого типа на шоу Passagen 2009, которое проводится во время Мебельной выставки в Кельне.

Г.Т.: Что Вас особенно восхищает в этих киосках с фаст-фудом?

М.М.: Возможность создания функционального объекта в самых небольших пространствах, которые также мобильны. Это поднимает вопрос: можем ли мы создать полноценную кухню на двух квадратных метрах? Как это должно выглядеть и как должно работать? Просмотр и изучение экспонатов общества фаст-фуда, которые были собраны со всего света, может привести к новым и еще более сложным кухонным решениям. В первую очередь, это касается осознания того, какой тип кухни подходит именно вашему стилю жизни, а потом уже продумывания дизайна. Сегодня нам приходится работать больше и с наибольшей эффективностью, но у нас остается все меньше и меньше времени на то, чтобы нормально питаться в обеденное время, многие уже даже перестали готовить обед самостоятельно. В то же время мы хотим есть здоровую пищу. Это рождает спрос на компактные и многофункциональные кухонные агрегаты, которые также могут использоваться для приготовления «здорового» фаст-фуда.

Г.Т.: Это напоминает мне «кухонное дерево» Штефана Веверки [1]. В нем есть все необходимые элементы, такие как раковина, конфорка, емкость для хранения и рабочая поверхность, устроенные на одной опоре. Это высокофункциональный объект, но не совсем мобильный. Вдобавок ко всему, все ее части нуждаются в фиксации на одном месте в помещении и подсоединяются к коммуникациям и к трубе системы слива. В каких взаимоотношениях находится гарнитура Dornbracht и мобильность?

М.М.: Компания Dornbracht не рассматривает себя как производителя кухонных предметов, но видит себя в роли источника вдохновения для промышленности. Если вы возьмете в качестве примера подход этих мобильных уличных кухонь и профессионально его разовьете, вы сможете многое узнать о комплексности. Если мы радикально изменим технологию, используемую в этих кухонных агрегатах, мы можем прийти к созданию абсолютно новой урбанистической поведенческой системы. Или эстетический аспект: яркие цвета этих объектов, такие как конфорки – почему они бывают только черными? Или меню, которое всегда наспех написано от руки на картонках маркером. Почему бы не использовать сенсорный экран в качестве технологического обновления? Для того чтобы стимулировать этот особый тип мышления, мы изначально хотели представить эти агрегаты в нейтральной среде. Многим людям это напомнит реди-мейды Дюшана, другие вспомнят R2-D2 - маленького робота из «Звездных Войн».

Г.Т.: «Национальная культура» - это фраза, используемая для описания этой авторской формы без претензии на дизайн в виде урбанистических вмешательств. Эти агрегаты также обладают скульптурными качествами, вместе они представляют собой полноценную художественную инсталляцию. При взгляде на них мне, например, приходит в голову, такая работа, как «Велосипед для бездомного человека» Андреаса Сломински [2].

М.М.: Точно. Скульптурные характеристики, которыми обладают уличные кухни, в экспозиционной обстановке вызывают именно такой тип ассоциаций – и даже, некое новое понимание, так как зрителю сначала необходимо понять принцип устройства мобильного агрегата, детали и функциональность отдельных видимых элементов. Это делает их интересными. Деконтекстуализация, т.е. изъятие предметов из их обычного контекста, позволяет людям посмотреть на агрегаты с других точек зрения: из каких материалов изготовлен этот тип агрегатов, откуда они, и как они соотносятся друг с другом? Так же, как мы начинали и проект «Ферма», для внесения контрастности в эстетику минимализма на кухне мы хотим вдохновить дизайн этими уличными скульптурами, которые также могут рассказать свою историю. Что случится, если вы вынесете технологию наружу, сделаете ее видимой, как, например, в архитектуре Центра Помпиду, и создадите объект, который представляет определенный тип жизненной ситуации, некий организм в самых небольших пространствах? Кухня как место социальной динамики и трансформации сама является одним таким организмом. Уменьшение, сочетание вместе различных аспектов открывает новые просторы и дает возможность задуматься над другими процессами. С этой точки зрения я надеюсь на развитие, которое приведет к другим формам выражения.

Г.Т.: Возвращаясь к выставке в январе, как вы хотели бы представить уличные кухни?

М.М.: Мы проводили исследование на протяжении более года в различных странах третьего мира - таких как Вьетнам, Уганда, Китай, Судан, Мексика и Аргентина. Я предполагаю, что мы выставим 12 объектов. Мы посмотрим, что из этого выйдет; порой достаточно тяжело экспортировать объекты из разных стран. Но скоро уже будут доставлены первые контейнеры. На выставке будут также и такие необычные объекты, как терракотовый гриль для приготовления курицы, который мы нашли во Вьетнаме – он выглядит как гигантская кастрюля. Если удастся, я хотел бы выставить эти уникальные объекты такими, какие они есть. Это жест аутентичности и дань уважения к глобальной деревне.

.

***

.

ГЕРРИТ ТЕРСТЬЕДЖ (Gerrit Terstiedge) – главный редактор журнала о дизайне «form». Является членом международного дизайнерского жюри и автором целого ряда публикаций по дизайну и культуре повседневности.

.

МАЙК МЕЙРЕ (Mike Meiré) – бренд-директор Dornbracht. В течение последних 25 лет работал директором, художником, дизайнером, архитектором, фотографом, куратором, издателем и руководителем различных проектов. За это время он разработал множество инновационных проектов, преимущественно в сфере редакционного дизайна. Его дебют состоялся в 1983 году в журнале, посвященном дизайну и культуре, «В стороне» (“Apart”). В рамках «Культурных Проектов Dornbracht», инициатором и руководителем которых является Мейре, он заложил основы и воплотил в жизнь выставку и серию изданий «Заявления» (“Statements”) с участием всемирно известных художников (1997- 2003). Эти проекты нашли продолжение уже с обновленными целями под названием «Свершения» (“Performances”). Совместно с бизнес-журналом “Economy” в 1998 он создал молодежное издание с необычным для своего времени оформлением и изобразительным языком. В 1999 году “Economy” стал деловым изданием “Brand Eins”, продолжив задавать новые стандарты в искусстве редакторского дизайна. С 2001 года Майк Мейре представляет то, что он рассматривает как «Прозрачную Идентичность» (“Liquid Identity”) в рамках публикаций журнала “MINI International”. Каждый выпуск этого журнала, который акцентирует основное внимание на мировых метрополиях – центрах деловой, политической и культурной активности, имеет индивидуальное художественное оформление. В 2002 году Майк Мерэ был назначен арт-директором журнала, посвященному стилю жизни, – “Kid’s Wear” и впервые опубликовал свои фотографии. В 2006 году Академией Lead в Гамбурге назвала Майка Мейре «Визуальным Человеком Года». В 2007 году он стал арт-директором обновленного журнала о культуре “032c”и представил свою инсталляцию «Смертная Жизнь» (“Mortal Life”) в МUSEION в Бользано, Италия. В 2008 году он в сотрудничестве с композитором Карло Петерсом и художником по компьютерной графике Йенсом-Оливером Газде представляет «Шумы для Ритуальной Архитектуры» - его третий в рамках «Граней Dornbracht» (Dornbracht Edges).

.

1. Штефан Веверка (Stefan Wewerka) – немецкий дизайнер и художник (р. 1928).

2. Андреас Сломински (Andreas Slominski) – современный немецкий художник-скульптор, автор необычных арт-объектов.



Назад в раздел
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Марсель Вандерс (Marcel Wanders): “Я не могу отдавать больше, чем получаю сам” Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 Алехандро Аравена о процессе создания «Chairless»
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Vitra Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Коммуникативный дизайн
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.



.