Vitra: Что конкретно Вы делаете, проектируя рабочее пространство для компании? Или, иначе говоря: что становится первым шагом в Вашей работе над проектом?
Севил Пич (далее СП): Несколько лет назад клиенты приходили к нам со списком определенных требований: нам нужно столько-то рабочих столов, с таким-то количеством кабинетов для совещаний, для такого-то количества работников. Теперь клиенты намного чаще приходят с вдохновленным и качественным видением, а не с численным и количественным заданием. Эти менее вещественные пожелания, как, например, «мы хотели бы достичь лучшего качества сотрудничества, коммуникации, взаимодействия» и т.д., означают, что проекты в большей степени являются проводниками культурных изменений, а не просто «работают» на улучшение окружающей обстановки. Таким образом, первым шагом становится освобождение себя от всех предрассудков, для того чтобы начать что-то новое с открытым и вопрошающим сознанием. Только тогда вы сможете начать диалог и понять нужды клиента, его цели и ожидания. Все это необходимо понимать, ставить под вопрос и решать до того, как начнется непосредственное осмысленное проектирование.
Vitra: Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как изменились заказы Ваших клиентов?
СП: В большей части современного бизнеса наблюдается уход от тэйлористского подхода к организации работы. Что касается обстановки, иерархия, пространственные стандарты, скучная повторяющаяся планировка, статичное расположение и уверенные задания становятся старомодными. На бизнес-уровне гибкость и способность к выполнению множества заданий становятся необходимыми для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в современной глобальной экономике. И на личностном уровне разнообразие, расширение возможностей и самоопределение являются наиболее важными вопросами. Прямолинейное задание больше не играет практически никакой роли – ну, по крайней мере, не для нас! Происходит это следующим образом: клиенты говорят нам, чего они хотят достичь, создавая свой новый офис, например, оптимизированной коммуникации или такого расположения, которое позволяет работникам хорошо себя чувствовать или дает особую мотивацию. В конце концов, они хотят в своих офисах такую обстановку, которая повышает продуктивность работы команды в позитивном направлении.
Vitra: А разве не все клиенты хотят именно этого?
СП: Нет, не все клиенты приходят к нам с заданием такого типа, некоторые не в курсе того потенциала, которым обладает изменение окружающего пространства. Но, если нам удается развить хороший диалог с клиентом, в независимости от того, насколько консервативными могут изначально быть его взгляды, мы всегда стараемся рассказать о других возможностях и потенциалах, существующих в рамках проекта.
Vitra: Вам приходится работать с такими разными отраслями промышленности, корпоративными культурами и бизнес-процессами. Не слишком ли сложно достичь глубинного понимания?
СП: Понимание – это процесс, завязанный на диалоге. Мы устраиваем мастер-классы, проводим встречи с управляющими, заведующими отделами и сотрудниками компаний. Эти мероприятия позволяют нам глубже заглянуть в то, как компания видит себя и как люди видят себя в ее рамках. В то же время мы также стараемся придерживаться собственных взглядов. Чем больше различаются мнения, тем более интенсивным становится сотрудничество.
Vitra: У многих компаний схожие цели. Похожи ли Ваши офисные решения друг на друга?
СП: И правда, можно сказать, что в бизнесе ставятся схожие цели большинством его участников - сотрудничество, коммуникация, связи, взаимодействие, быстрое принятие решений и оперативная связь с рынком. Соответственно, дизайн современного офиса должен учитывать все эти ожидания. Гибкость также является важным элементом. Компания может с легкостью поменять свою стратегию в пределах нескольких месяцев после того, как ее офис будет перепроектирован. Проектировка должна позволять вам легко приспосабливать ее под себя, а не заставлять начинать все заново. Но помимо этих организационных и практических качеств нам также необходимо учитывать особенности сегодняшней рабочей культуры, создавая человечные, оказывающие поддержку и доставляющие удовольствие окружающие пространства. Мы полагаем, что офисы по-прежнему должны быть способны предложить индивидуальность и предоставить уединенное пространство для работающих в нем людей. То есть, по сути, то, что делает наши офисные решения непохожими друг на друга, оценивается различиями в целях, нуждах и пожеланиях каждого из наших клиентов. Таким образом, мы не придерживаемся никаких догм: типичный офис открытого плана не является единственным решением. Такое решение подойдет только в том случае, если оно отвечает всем нуждам компании. Если индивидуальные офисы являются лучшим решением для какого-то типа бизнеса, если их организация имеет смысл в определенном контексте, то тогда их создание обосновано. С другой стороны, мы работаем с компанией, в которой стол генерального директора располагается прямо в центре открытого офисного пространства и окружен множеством других работников. В независимости от того, какой подход избран для организации офисного пространства, он должен позволять компании достичь своих целей в лучших человеческих и функциональных условиях.
Vitra: Вы постоянно подчеркиваете слово «человеческий». Что конкретно для Вас являет собой «человеческий офис»?
СП: Для нас, человеческое пространство – это такая обстановка, которая в равной степени поддерживает и имеет смысл для индивида и для организации. Это обстановка, которая позволяет человеку работать в понятном масштабе и ландшафте, а также может быть легкой, воздушной, хорошо организованной и разнообразной. Когда я работаю дома, я сижу в том месте, где я чувствую себя наиболее комфортно и где я могу работать наиболее эффективно. Я частенько оказываюсь за кухонным столом, иногда я буду работать на диване или кровати, или в саду, если погода хорошая. Как и дом, рабочее место человека – это такое место, которое предоставляет ему разнообразие возможностей. По сути, что я хочу сказать, это то, что не существует только одного способа работать. Рабочие окружающие пространства должны принимать во внимание и отображать то, что мы по-разному работаем на протяжении всего дня. Они должны позволять нам выбирать рабочую обстановку и инструменты, которые наилучшим образом подходят нам для выполнения заданий, и они должны делать возможным для человека работать самостоятельно или в коллективе, сосредоточиться на чем-то или углубиться в общение.
Vitra: Большей частью то, что Вы только что сказали, напоминает наш новый подход “Net’n’Nest” [1]. Что Вы думаете по поводу этой концепции?
СП: Если Вы хотите выразить это в предложении, да, можно сказать что Net’n’Nest – это то, о чем мы говорим. Но что люди должны понимать, это то, что «гнезда» (nests, nesting, англ.) не должны рассматриваться как укромные уголки только для отдыха и расслабления. Люди приходят в офис, чтобы работать. Но они должны иметь возможность выполнять свою работу таким образом, который в большей мере подходит их заданию, таким образом, который увеличивает их мотивацию и продуктивность. Это наша интерпретация Net’n’Nest. В конце концов, Net’n’Nest – это манифест современного этапа исследования офисного ландшафта, это то, что мы увидели и в собственных офисах компании Vitra, и у многих других наших клиентов. Я уверена, что теоретический подход Net’n’Nest компании Vitra станет отправным пунктом для развития новых, полезных и удивительных продуктов.
Vitra: Не являются ли “Net’n’Nest” или Ваша концепция новых человеческих рабочих пространств слишком уж современными для некоторых компаний? Что должно случиться с этими новыми типами рабочих структур и методов, чтобы они смогли укорениться?
СП: Тип работы, о котором идет речь, обычно требует культурного изменения в более или менее существенных пропорциях, не только для рабочих, но также и для управляющего состава. Требуются большие усилия, образование и убедительные объяснения, чтобы заставить людей поверить в то, что они теперь могут работать в кафетерии, например, если он лучше всего им подходит. И также требуется много усилий, чтобы убедить их в том, что, поступая таким образом, они не заставят своего начальника изменить мнение о них в худшую сторону. Это все касается борьбы с предрассудками. Но важно помнить, что любое изменение, большое или маленькое, требует времени. И всегда найдутся противники; это касается любых изменений. Иногда случается так, что не все индивиды будут удовлетворены новым офисным пространством и структурой работы. Предотвратить это невозможно, несмотря на то, в каком направлении происходят изменения. Тем не менее, если включающая проектная структура устанавливается с самого начала, и люди вовлечены в процесс и понимают причины, по которым это происходит, тогда страх и противостояние изменениям могут быть минимизированы, и переход может быть значительно более гладким.
.
Севил Пич является учредительным директором лондонской студии дизайна «Партнеры Севил Пич Дженс» (SPGA), которая сотрудничает с компанией Vitra на протяжении более 10 лет по созданию рабочего пространства совместно и для Vitra, а также ряда ведущих международных компаний.
.
Это интервью было впервые опубликовано в онлайн-журнале Vitra Magazine (оригинальную версию Вы найдете здесь: www.vitra.com/en-un/collage/architecture/interview-interior-designer-sevil-peach-on-good-solutions-for-todays-office./
.
1. В 2006 году компания Vitra создала офисную концепцию Net‘n’Nest (от англ. net - сеть и nest - гнездо): пространство, меблировка и особая атмосфера преобразуют офис в нечто большее - место встречи рабочей команды (создание сетей, установление связей (netting)) и место, где работники могут уединиться и сконцентрироваться на работе (угнездиться (nesting)).
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Марсель Вандерс (Marcel Wanders): “Я не могу отдавать больше, чем получаю сам” | Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 Алехандро Аравена о процессе создания «Chairless» |
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Baleri Italia | Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Коммуникативный дизайн |