В Галерее Five Points в Торрингтоне (штат Коннектикут) состоялось торжественное открытие выставки Стасса Шпанина «Смещение». Его работы призывают переосмыслить спорные моменты в русской и европейской истории, а также дают современную трактовку событий давно минувших дней.
«Что если все, что мы знаем о России, что мы учили в школе, вся история целого государства – выдумка, и все, на самом деле, было совсем не так? – задался вопросом 24-летний современный художник Стасс Шпанин во время своего двухлетнего путешествия по России. – Ведь историю пишут люди, а переписывают победители, поэтому в любой истории есть свое «смещение». Именно ему я и посвятил свою выставку». «Смещение» посвящено началу XX века, потому что этот период истории был фальсифицирован Сталиным, и доступ к изучению реальной истории появился лишь двадцать лет назад. Стасс старается визуализировать дух того времени, полного парадоксов и загадок, и рассказать о нем на современном языке искусства. Картины Шпанина – наивная попытка восстановить зрительную память ушедшего государства, история которого была замаскирована.
Одна из центральных работ выставки – это монументальное полотно «Последний вздох Слейпнира» (Слейпнир – конь о восьми ногах скандинаского бога Одина). На зимнем пейзаже изображены две лошади, сросшиеся друг с другом. Они становятся символом единения Запада и Востока. Геральдическая форма этой композиции чем-то напоминает двуглавого орла, герб России. Только если орел смотрит на Запад и Восток, то здесь лошади отворачиваются от Запада и Востока.
Художник путешествовал по России в течение 2012-2013 гг., куда он смог приехать благодаря программе академических обменов Фулбрайт. Директор программы Фулбрайт в России, доктор Джоэл Эриксон отмечает, что Стасс Шпанин «делает своевременный и весомый вклад в визуальный пейзаж современного искусства, соединяя абстрактность и современность образов, чтобы дать зрителю новый взгляд на роль общественности в трансформации исторической памяти». Джоэл Эриксон также считает важной проделанную работу в России – Стасс преподавал современное искусство магистрантам технических профессий Сколковского института науки и технологии (Skoltech).
Газета The Washington Post уверяет, что «Стас Шпанин блестяще исполняет цветной натюрморт и яркие уличные сцены, умело рисует эскизы и создает головокружительные и тревожащие абстрактные образы».
Назад в раздел