Вконтакте Facebook Twitter


13.09.2008 / суббота – 1.03.2009 / воскресенье
.
«Сегодня основная и первостепенная проблема в сфере дизайна касается вопроса ценностей. По сравнению с этим вопросом все прочие проблемы, не теряя своей актуальности, могут показаться несколько надуманными».
.
Джордж Нельсон, 1961

.
В 2008 году исполняется сто лет со дня рождения американского дизайнера Джорджа Нельсона (George Nelson, 1908-1968). Музей Дизайна Vitra планирует отметить столетний юбилей выдающегося дизайнера, организовав всестороннюю ретроспективную выставку его работ. Нельсон был одной из наиболее влиятельных фигур в американском дизайне второй половины двадцатого века. Получив ученую степень по архитектуре в Йельском университете, он не только активно занимался архитектурой и дизайном, но также был уважаемым писателем и публицистом, лектором, куратором и увлеченным фотографом. Многие предметы мебели и дизайна, созданные в его дизайнерском бюро, стали современной классикой. В их числе стул Coconut (Кокос, 1956), диван Marshmallow (Зефир, 1956), Часы Ball Clock и Лампы Bubble (Мыльный пузырь, производятся с 1952 г. по настоящее время). Являясь директором по дизайну компании Herman Miller, ведущего американского производителя современной дизайнерской мебели, Нельсон оказывал большое влияние на линию выпускаемой продукции и общественный имидж компании более двадцати лет. Он сыграл решающую роль в объединении компании с такими дизайнерами, как Чарльз Имз (Charles Eames), Александр Жирар (Alexander Girard) и Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Достаточно быстро Нельсон пришел к убеждению, что дизайн должен быть составной частью философии компании, и, отстаивая это мнение, он стал пионером в сфере деловой коммуникации и корпоративного дизайна.
.
Увлеченный архитектурой, дизайном и публицистикой, Нельсон глубоко интересовался темами домашнего быта и обстановкой интерьера. В книге-бестселлере «Дом завтрашнего дня» (Tomorrow's House, 1945, в соавторстве с Генри Райтом), он предложил новаторскую концепцию «стенки». По мнению Нельсона, для хранения вещей можно использовать стены дома, превратив их в двусторонний шкаф от пола до потолка. Революционная для своего времени, эта идея предвосхитила изобилие потребительских товаров, которые появились в результате экономического бума на Западе, и превратили дом для одной семьи в небольшой склад вещей.
.
Нельсон сконструировал несколько частных домов, включая Нью-Йоркский дом для Шермана Фэрчайльда (спроектирован в 1941 г., совместно с Гордоном Чэдвиком). Нельсон, как убежденный сторонник промышленных методов строительства, опубликовал несколько статей на тему секционной архитектуры. В 1950-ых он пропагандировал идею «Экспериментального дома» - модульной системы из кубических блоков с крышами из оргстекла, которые владельцы могли самостоятельно монтировать, исходя из своих пространственных потребностей и образа жизни. Помимо озабоченности темами архитектуры и домашнего дизайна, Нельсон с вниманием относился к теме офисной обстановки. Помимо создания первого стола в форме буквы “L”, Джордж Нельсон сыграл основную роль в создании концепции Action Office / «Активный офис» компании Herman Miller, и в 1970-ых создал собственную офисную систему Nelson Workspace / «Рабочее пространство от Нельсона». Также как мебель Нельсона для дома и его экспериментальная архитектура, эта система в своей основе имела множество модульных элементов, которые можно было свободно комбинировать. Бюро Нельсона решало множество разнообразных дизайнерских задач, выходя далеко за пределы дизайна мебели, хотя именно последнее направление лежит в основе его нынешней репутации. В числе клиентов Нельсона были огромные корпорации, включая Abbott, Alcoa, BP, Ford, Gulf, IBM, General Electric, Monsanto and Olivetti, а также правительство Соединенных Штатов. В своем Нью-Йоркском бюро, которое он открыл в 1947 г. и которое просуществовало более трех десятилетий, у Нельсона за это время работало более 50 человек, в том числе такие знаменитости как Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Параллельно с проведением выставок, созданием интерьеров для ресторанов и шоу-румов, бюро George Nelson & Company создавало кухонную мебель, посуду и столовые приборы, проигрыватели и громкоговорители, скворечники и флюгера, компьютеры и печатные машинки, фирменные логотипы и упаковку, ковры и черепицу.
.
Высшим проявлением многогранного таланта Нельсона по праву можно считать организацию и проектирование Американской Национальной Выставки, проходившей в 1959 году в Москве. Нельсон и его коллеги выбрали несколько сот производимых в Америке промышленных товаров и разместили их на широкой трехмерной многоуровневой платформе, разработанной специально для выставки. Кроме того Нельсон отделал и обставил мебелью «модель квартиры» и спроектировал большой стекловолоконный зонт для двух других выставочных павильонов. Московская выставка вошла в историю как задворки для знаменитых «Кухонных дебатов» между Никсоном и Хрущевым. Столь же впечатляющей была выставка для компании Chrysler на Международной Торговой Ярмарке в Нью-Йорке в 1964 году, в ходе которой внимание было приковано к вдохновленной поп-артом «гигантской машине», длиной 64 фута и огромному двигателю, составившему часть выставочного пространства. Пока ярмарка отдавала почести автомобилю, Нельсон в своих эссе и лекциях по городскому планированию выразил более критический взгляд на автотранспорт. Уже в 1943 году в статье «Трава на Главной улице» (Grass on Main Street) он наметил в общих чертах концепцию молла (торгового центра) как свободной от автотранспорта зоны для покупок. В 1970-ых дизайнер разрабатывал планы по полному устранению автомобилей с городских улиц; примером такого планирования может служить нереализованный проект holiday village в Португалии.
.
После того как Нельсон получил ученую степень по архитектуре, он всерьез увлекся карьерой писателя и журналиста, и считался блестящим публицистом в течение всей своей жизни. Джордж Нельсон не только являлся одним из редакторов известного журнала Architectural Forum, но и писал статьи для многих других популярных журналов, таких как Fortune, Life, Industrial Design, Interiors and Harper's. Он также опубликовал много книг по темам, связанным с дизайном. Нельсон был одним из первых докладчиков на первой Конференции по дизайну в Аспене, США (1951 г.) и регулярно участвовал в этой конференции впоследствии. Живое чувство юмора и неравнодушие к радикальным теориям, несомненно, способствовали росту популярности его выступлений на многих конференциях и симпозиумах. В 1961 г., в период обострения Холодной Войны, он создал телевизионную программу под названием «Как убивать людей: Проблема дизайна», в которой он иронично комментировал вопросы военной политики с точки зрения дизайна. Так же, как и семья Имз, Нельсон был одним из пионеров мультимедийных лекций. Он часто использовал собственные фотографии, сделанные в многочисленных путешествиях, для этих целей. Его работа в качестве фотографа и вовлеченность в вопросы эстетики повседневной обстановки нашли выражение в книге «Как увидеть» (How to See), которая предлагала решения по сознательному восприятию повседневной обстановки. Однажды Нельсон охарактеризовал себя как человека, который в большей мере заинтересован в системах и их эффективном использовании на благо человечества, чем просто в вещах. Благодаря аналитическому и поистине масштабному мышлению Нельсона, его советы выходят за рамки вопросов формы и практического применения вещей. Именно поэтому достижения Нельсона в сфере дизайнерского образования делают его работу – сейчас больше, чем когда-либо – значимой и в высшей степени востребованной.
.
Выставка разделена на пять тематических зон. Многочисленные предметы мебели из коллекции Музея Дизайна Vitra – не только классические образцы, но и менее известные предметы – составят ядро экспозиции. Они, в свою очередь, будут представлены тремя коллекциями: Нельсон и Дом: Нельсон как пионер планировки и дизайнер современного дома для одной семьи 1940-ых и 1950-ых годов: Дом Шермана Фэрчайльда (городской дом в Нью-Йорке, 1941) Дом Завтрашнего Дня (книга-бестселлер по современному жилищному строительству, 1944), Дом Holiday House (модель дома для отдыха для журнала Holiday Magazine, 1950), Экспериментальный дом / Experimental House (дизайн модульно-блочного дома для промышленного монтажа, 1952-57; и т.д.) и дизайн кухонь. Корпоративный дизайн: работа Нельсона в качестве дизайнера и директора по дизайну компании Herman Miller.
.
В брошюрах, рекламных проспектах и на старых аудиокассетах запечатлено развитие корпоративного дизайна в компании Herman Miller с середины 1940-ых по 1960-ые. В этом контексте также будут представлены программы корпоративного дизайна для других компаний, таких как фармацевтическая компания Abbott (1959). Музей Дизайна Vitra, Офис: Нельсон как выдающийся новатор в совершенствовании обстановки современного офиса: стол в форме буквы “L” как предшественник концепции рабочей станции (Work Station 1947), Action Office (1964), Рабочие пространства Нельсона (Nelson Workspaces, 1977).
.
Дополнительные выставочные зоны будут посвящены следующим темам: Выставочный дизайн – в рамках этой секции основное внимание будет уделено Американской Национальной Выставке в Москве (1959), за которую Нельсон отвечал как главный дизайнер. Другие темы включают Павильон Крайслера на Нью-Йоркской Международной Ярмарке (1964-1965) и иные выставочные работы Нельсона для Информационного Агентства США. Нельсон в качестве автора, издателя и одного из наиболее выдающихся мыслителей и мечтателей в области дизайна двадцатого века. Кроме общего обзора многочисленных статей и книг, опубликованных Нельсоном, эта секция вставки также будет демонстрировать некоторые из его фильмов и слайдовых презентаций, в которых он обращается к темам городского планирования, формирования потребительской культуры и эстетического восприятия в Западном обществе. Одновременно с проведением выставки Музей Дизайна Vitra представит вниманию иллюстрированный каталог на английском и немецком языках, объемом около 250 страниц.
.
Место проведение: Vitra Campus, г. Вайль-на-Рейне, Германия
.
Время работы выставки: Пн – Вс: 10.00 - 18.00, Ср: 10.00 – 20.00
Экскурсии с гидом: Сб, Вс: 11.00, Ср.: 18.00
.
Теги: выставки в Европе, выставки по дизайну, выставки в Музее Дизайна Vitra, выставки в Германии

Твитнуть

Назад в раздел
Европейские и восточные выставки, события всего статей: 186 Новый Audi Q7 – мировая премьера на автосалоне в Детройте Премьера! всего статей: 48 Мировая премьера фильма «Валериан и город тысячи планет»
Российские выставки, события всего статей: 880 MINI на Московском Международном Автомобильном салоне 2012
Новая публикация на сайте
Самый звездный фотограф Кремниевой Долины Кевин Эбош приедет в Москву
Самый звездный фотограф Кремниевой Долины Кевин Эбош приедет в Москву
Кевин Эбош (Kevin Abosch) - ирландский концептуальный художник, известный своими работами в области фотографии, скульптуры, инсталляции, искусственного интеллекта, блокчейна и кино, а также прославившийся продажей фотографии «картофеля» за миллион евро приезжает в Москву.



.