Третьяковская галерея совместно с Культурным Фондом «АртХроника» представляет новый проект Бориса Орлова – художника, скульптора, классика соц-арта. Проект «Фантомные боли» выполнен для зала спецпроектов Третьяковской галереи. Являясь частью постоянной экспозиции «Искусство XX–XXI веков», этот зал стал площадкой для реализации творческих экспериментов современных художников, чьи работы уже хранятся в музее или готовятся к поступлению в собрание.
Борис Константинович Орлов – один из ярких представителей андеграунда 1970– 1980-х годов. В среде московских концептуалистов вместе с А.С.Косолаповым и Л.П.Соковым Б.Орлов развивал идеи соц-арта. Иронизируя над идеологическими и визуальными штампами советского времени, он создавал скульптурные объекты-тотемы, увешанные орденами, медалями и другими атрибутами власти, которые тиражировались и внедрялись в массовое сознание через экраны телевизоров, наглядную агитацию, все сферы жизни. С развалом Советского Союза разрушились привычные клише и стали проявляться новые. В этот период в творчестве Б.Орлова также произошел перелом – ирония отступила, на первый план вышли размышления о катаклизмах истории, феномене времени, человеческой памяти и забвении.
Выставочная трилогия 1990-х – «Пламенеющая империя» (1990, Чикаго), «Гибель богов» (1991, Москва), «Парад астральных тел» (1994, Москва) – продемонстрировала, что эти темы стали определяющими в творчестве художника.
Новый проект «Фантомные боли» продолжает и обостряет рефлексии на темы гибели империи, безжалостного Времени и его героев. Экспозиция включает 23 произведения, среди которых скульптурные и живописные объекты, настенные рельефы. Название проекта отсылает к чему-то утраченному, но постоянно – болезненно или просто навязчиво – напоминающему о себе как о существующем. Такой утраченной, но оказавшейся благодатным источником идей и вдохновения для художника стала советская эпоха. В своих произведениях Б.Орлов выступает и как отстраненный свидетель исторического перелома, крушения прежних устоев страны, и, одновременно с этим, как участник происходящего. Б.Орлов «расчищает» воспоминания о советской империи, ее культурные и социальные коды, деконструирует мифы и создает новые.
Проект состоит из двух частей – «Безжалостный Хронос» и «Опыты реставрации». В первой художник размышляет о неотвратимости забвения, тщетности попыток удержать в памяти образы советской эпохи как идеалы, ориентиры, связывающие поколения. Б.Орлов сталкивает общественную память, запечатлевшую героев, характерные типажи, исторические сцены 1920–1940-х годов на узнаваемых фотографиях А.М.Родченко, Е.А.Халдея и других фотографов с Временем, все поглощающим и предающим забвению («Пионер», «Маршал Жуков», «Парад спортсменок». Все 2001–2012). Произведения представляют собой крупноформатные живописные объекты, исполненные на высокотехнологичном композитном материале – дибонде. Художник демонстрирует, как Память сопротивляется Хроносу, с которым у Б.Орлова ассоциируется prima materia (первичная материя), визуализирующаяся в виде растительного орнамента, неизменного в течение веков. Этот орнамент, выполненный яркой эмалью, – воплощение беспощадной, но равнодушной энергии, которой человек бессилен противостоять. Художник переживает утрату общественной памяти. Ощущение оборванности, «ампутированности» связи времен и поколений вызывает у него фантомные боли. Но Б.Орлов не склонен к ностальгии и сентиментальности, он наблюдает за реальностью и пытается отстраненно анализировать происходящее. Эти размышления находят продолжение во второй части проекта – «Опыты реставрации». Б.Орлов стремится воссоздать ряд понятий, частично изменившихся или утраченных с исчезновением Империи, в таких произведениях, как «Велизарий (Георгий Жуков)» (2010, фаянс, свинец), «Триумфальный бюст с лентами» (1988–2012, бронза), «Триумфальная композиция» (2011–2012, дерево, алкидная эмаль). Художник переосмысливает темы сакральности власти, героизма, стремясь определить их современное понимание. Он констатирует утрату веры в Утопию.
Спецпроект открыт с 1 марта по 23 июня 2013 года
Место проведения: Крымский Вал, 10, зал спецпроектов №38
Назад в раздел