В особняке Салтыковых-Чертковых открылась новая выставка, посвященная творчеству и тайне Уильяма Шекспира.
В этом году весь мир масштабно отмечает 400-ю годовщину памяти великого драматурга. И хотя прошло несколько веков споры о том, существовал ли на самом деле автор бессмертных произведений Уильям Шекспир, не прекращаются. На этой выставке есть свой архив, в котором хранятся «дела подозреваемых» по делу «Претендент на авторство под именем Шекспир», и каждый посетитель может полистать папки с разными версиями и «найти» своего Шекспира.
Восхищает пространство, в котором разместилась часть экспозиции, — подземелье особняка Салтыковых-Чертковых. Здесь в XVII веке были деревянные палаты последнего касимовского царевича, которые впервые открылись для посещения. Мистический свет, бесконечная анфилада арок, сводчатые потолки, скрипучие лестницы, гипнотизирующая музыка. По пути на экскурсии можно встретить ведьм из «Макбета», палача с топором, тень отца Гамлета…
«Наша выставка — это, прежде всего, реконструкция духа, а не быта. Для нас важно создать атмосферное музейное пространство, стилизованное под елизаветинскую эпоху и шекспировское время», — говорит автор и режиссер выставки Мария Милютина.
В одном из залов создан театр «Магия запахов». 15 самых знаменитых пьес Шекспира стали «летучими пленниками, запертыми в стекле». Такой «театр» по мотивам пьес Великого Барда создан впервые. Над созданием Органа запахов работали профессиональные мастера парфюмерного ателье. Все партитуры ароматов созданы без использования синтетики.
Шекспировский антураж выставки поддерживают и раритетные театральные афиши, предоставленные театральным музеем им. А.А. Бахрушина, и авторские куклы московского объединения (МОАК), коллекции театральных костюмов, созданных студентами театральных вузов: школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им.А.П. Чехова (факультет сценографии, под худ.-рук. Р.А. Хомской) ВГИК (история реконструкции исторического костюма под худ.-рук. Э.В.Герц), РИТИ-ГИТИС (факультет сценографии, отд. сценического костюма, худ.-рук. Севрюкова В.И.). А также - инсталляция группы «Нити», «Русские масоны» художника Павла Оглуздина (Хабаровск), «Ангелы и львы» художника Сергея Тараканова, графика «Гамлет и Йорик» Юлии Бугуевой, представлены прялки из частной коллекции Е.Сикачевой и фарфоровые птицы Анны Давидовской.
Художником-дизайнером Виктором Делогом воссоздана «Вторая по значимости кровать», картины на антикварном железе выполнены художником Т. Спасоломской, и это … «Розы». Центром притяжения выставки стал — макет театра «Глобус» художника Н.П. Пророкова. Макет в диаметре 2 м позволяет рассмотреть сцену, атриум, амфитеатр, партер, места для знати. Теперь мы можем посмотреть на сцену глазами зрителя XVI века.
Бывший читальный зал библиотеки Черткова с чугунными колоннами 1874 года превратился в «Елизаветинский Сад». Окна зала украсили портреты королевы, напечатанные на атласе. Вдоль «зеленых аллей» расположились театральные костюмы и гигантские одуванчики, эльфы и феи, словом, расцвел волшебный сад, и мы словно перенеслись в «Сон в летнюю ночь». «Личность Елизаветы, страстной любительницы и покровительницы театра, — ключевая для нас, — поясняет Мария Милютина. — Ведь именно в елизаветинскую эпоху возникло такое уникальное литературное явление, как Шекспир».
Интерактивным элементом, соединяющим пространство выставки, стала лодка. Знаменитый театр «Глобус» и официальный Лондон располагались на разных берегах Темзы, и, чтобы попасть на представление, аристократам нужно было ее переплыть.
Ярким гламурным экспонатом стал клозет XVI века, воссозданный по старинной иллюстрации. Некоторые девушки на нем с удовольствием посидели и почувствовали себя фрейлинами Елизаветы I, ведь именно такой сундук-туалет возили для дам во время путешествий.
Даже спустя 400 лет мы замираем, когда слышим эти имена – Ромео и Джульетта. Поэтому не удивительно, что сразу же большим успехом у посетителей стала пользоваться ПОЧТА ДЖУЛЬЕТТЫ. Некоторые уже написали свое письмо и опустили его в старинный палисандровый ящик. Партнер выставки — Почта России — обеспечит доставку всех писем в Клуб Джульетты в Верону. И каждого адресата ждет ответ от секретаря Джульетты.
«В последнее время все увлечены высокими технологиями и мультимедийными проектами, но для меня они слишком холодные. Проект Шекспир принципиально другой, его можно «обнять и почувствовать», в нем есть история и увлекательный детективный ход. Мы вовлечены в «расследование дела» Личность Шексира. Это игра, и то, чего так подчас не хватает — импровизация», — считает Алла Ключникова — генеральный продюсер проекта.
Назад в раздел