7 апреля — 26 июня 2016
Западная галерея
Бразильский художник Мауро Рестифф представит две серии черно-белых фотографий, снятых в России с разницей в двадцать лет: первая — в 1995 году, вторая — в 2015-м.
Фотоочерк о Москве и Петербурге выявляет особенности и схожие черты внутри постсоветского пространства в двух разных точках его развития, подчеркивая ощущение безвременности эпохи. Проект продолжает многолетнее исследование Рестиффа, посвященное взаимодействию архитектуры и урбанистической среды. Фокусируя свое внимание на различных интерьерах, зданиях и городских пейзажах, художник наблюдает за происходящим в условном городе, который парадоксальным образом выступает своего рода капсулой времени.
Новый цикл работ, выполненный по заказу Музея «Гараж», создавался художником на протяжении последних двух лет. Рестифф был приглашен вести фотографическую летопись реконструкции нового здания Музея — павильона «Времена года», построенного в Парке Горького в 1968 году. Метод, который использовал архитектор Рем Колхас для модернизации оригинальной советской постройки и превращения ее в современное музейное здание при сохранении ее отдельных элементов, перекликается с сюжетами и методами работы фотографа. В итоге процесс реконструкции здания стал для Рестиффа метафорой его новой встречи с культурой, оказавшей на него решающее влияние в 1990-е, в период его формирования как художника.
Ранние снимки Рестиффа, ждавшие почти 20 лет, прежде чем быть представленными публике, демонстрируют глубоко личные переживания автора от знакомств с людьми, ощущения города и пронизаны духом первых эстетических экспериментов, которые в дальнейшем повлияют на все творчество фотографа. Эти работы обнаруживают зарождающийся интерес художника к модернистской архитектуре и к взаимодействию между людьми, вещами и искусством в городской среде.
На выставке «Постсоветская Россия. 1995/2015» работы из каждой серии будут показаны рядом друг с другом, и результатом такого сопоставления станут неожиданные поэтические ассоциации, связывающие сюжеты и эпохи. В обеих сериях акцент ставится на внешне незначительные, казалось бы, лишенные исторической значимости события, многие из которых отмечены завораживающим смешением прошлого и настоящего, эффект от которого усиливается за счет использования черно-белой фотографии. Впечатление, которое оставляет этот фотографический «атлас» пребывания художника в постсоветской России, заключается в обостренном ощущении нашей связи с историей, одновременно приватной и публичной, и в то же время в передаче атмосферы современного мегаполиса.
По случаю первой годовщины переезда Музея «Гараж» в новое здание, к открытию выставки будет выпущен комплект открыток с фотографиями Мауро Рестиффа, на которых можно проследить реконструкцию павильона «Времена года». Открытки можно будет приобрести в книжном магазине. Также будет подготовлено двуязычное онлайн-издание, доступное на сайте Музея. В него войдут тексты кураторов и критиков о творчестве Мауро Рестиффа.
Куратор выставки — Снежана Кръстева, Музей «Гараж».
Дизайн экспозиции разработан совместно с архитектором Мартином Коруллоном (METRO Arquitetos Associados).
Организаторы выставки благодарят за поддержку Galeria Fortes Vilaça и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
О ХУДОЖНИКЕ
Мауро Рестифф родился в 1970 году в Сан-Жозе-ду-Риу-Парду, Бразилия. Среди его последних выставок — Триеннале Айти 2016 (Городской художественный музей, Нагоя, Япония, 2016); «Сан-Паулу, вне досягаемости» (персональная; Институт Морейры Саллеса, Рио-де-Жанейро, 2014); «За пределами сверхплощади» (Музей искусств Бронкса, Нью-Йорк, 2014); «Труд» (персональная; Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, 2013); «33 панорамы» (Музей современного искусства Сан-Паулу, 2013). Является стипендиатом грантовых программ Министерства культуры Бразилии, а также лауреатом премии Луиса Комфорта Тиффани (Нью-Йорк, 2001) и премии Конраду Весселя (Сан-Паулу, 2013). Живет и работает в Сан-Паулу.
Назад в раздел