09 декабря 2015 – 21 февраля 2016
Выставка знакомит с использованием техники фотомонтажа в работах мастеров русского конструктивизма. В экспозицию вошли оригинальные плакаты из фондов Российской национальной библиотеки и фотографии 1920-30-х годов из коллекции РОСФОТО.
Конструктивизм – направление в искусстве, возникшее в 1920-е годы – отводил плакату особую роль, сознательно противопоставляя его живописи, которая была объявлена принадлежностью свергнутого буржуазного общества. Плакат называли «картиной для пролетариата» и считали его, наряду с фотографией и кино, наиболее характерным видом искусства индустриальной эпохи.
Конструктивисты писали, что роль плакатиста «вполне адекватна роли инженера–конструктора». В «саженных рожах» плаката художники старались выработать новый яркий язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Графические элементы двухмерной «типографики»: разномасштабные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки — активно компоновались на листе с фрагментами трехмерного фотоизображения, рождая новые смыслы и самые неожиданные эффекты.
Александр Родченко и Густав Клуцис, оспаривавшие друг у друга первенство в применении фотомонтажа, были солидарны в его высочайшей оценке и наиболее плодотворно использовали фотомонтаж в собственной художественной практике, прежде всего в плакате. В первом номере журнала «ЛЕФ» под редакцией Владимира Маяковского, в программной статье «Конструктивисты», Александр Родченко писал: «Введен новый способ иллюстрации путем монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему, что… делает бессмысленной всякую “художественно–графическую иллюстрацию”». В 1931 году в книге «Изофронт» Густав Клуцис напечатал статью «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», в которой провозгласил поистине революционную роль фотомонтажа для любого вида творчества.
Во второй половине 1920–х годов повышенное внимание общественности к политическому и социальному плакату сочеталось с небывалым расцветом киноплаката. На формальный язык киноплаката повлияли новаторские процессы в киноискусстве тех лет: оригинальные методы хроникальной съемки Дзиги Вертова, теория Льва Кулешова о киномонтаже, творческие находки Сергея Эйзенштейна и т.п. Братья Владимир и Георгий Стенберги, Антон Лавинский, Николай Прусаков и другие мастера использовали необычные ракурсы и создавали интересные изобразительные метафоры. Их работы с успехом демонстрировались на двух выставках киноплаката в Москве в 1925 и 1926 годах.
Конструктивисты широко пропагандировали технику фотомонтажа во многих статьях и книгах («Альманах Пролеткульта» со статьями Алексея Гана «Конструктивизм в типографском производстве» и Николая Тарабукина «Фото–механика»; книга Н. Тарабукина «Искусство дня. Что нужно знать, чтобы сделать плакат, рекламу, смонтировать книгу, газету, афишу…» и др.), благодаря чему к нему стали активно обращаться самодеятельные авторы. Эль Лисицкий ставил это в особую заслугу русскому конструктивизму. В путеводителе к Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года в Москве он писал, что фотомонтаж использовался в американской рекламе, в творчестве европейских дадаистов, в немецком политическом монтаже. Но только в России он «отлился в четкую социальную и художественную форму», стал активно использоваться в рабочих, комсомольских изокружках, оказал большое влияние на стенгазеты.
Фотомонтаж применялся широко и повсеместно, шел «победным маршем» по стране вплоть до 1931 года, когда вышло постановление ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе». В 1932 году были ликвидированы многочисленные группировки и организован единый Союз художников. С этого момента началось тотальное внедрение метода социалистического реализма. Проблемы развития и совершенствования фотомонтажа, которые волновали мастеров конструктивизма, надолго исчезли из русской художественной жизни.
Место проведения: Санкт-Петербург, Б. Морская, д.35, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Выставочный зал Парадного корпуса, 3 этаж
Назад в раздел