Мультимедиа Арт Музей и Московский музей современного искусства представляют IX Московскую международную биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015». Выставки будут проходить с 16 февраля по 29 марта 2015 года.
Джан Паоло Барбьери. Лилли Бистратен в Pomellato. Vogue Italia. 1971. © GIANPAOLOBARBIERI. Courtesy Gian Paolo Barbieri
Алиса Резник – русская художница, живущая и работающая в Берлине. В возрасте 14 лет после распада СССР вместе с родителями она эмигрировала в Германию. Изучала философию в берлинском университете имени Гумбольдта и искусствоведение в итальянской Болонье, благодаря знакомству с легендарными фотографами-документалистами Антуаном Д’Агата и Андерсом Петерсоном серьезно увлеклась фотографией, много путешествовала по Европе, России и Украине. В результате появился проект «Оne Another» – фотоотчет о ее странствиях между Берлином и Санкт-Петербургом, Западом и Востоком, эпохами до и после падения Берлинской стены, который в 2013 году завоевал престижную премию European Publishers Award for Photography. В нем она исследует природу страха пустоты, темноты и одиночества, всего того, что разделяет людей, делает их хрупкими и уязвимыми.
«Как в фотографиях, так и в жизни я ищу людей, которые не боятся близости…», – признается Алиса Резник. Ее герои позируют на фоне выцветших занавесок и потертых банкеток, иногда отстраненно, порой с вызовом или презрением к камере. Портреты сменяются барами и пустыми гостиничными коридорами, заброшенными заводами, домами, в которых вроде бы не живут, несмотря на освещенные окна, деревьями, покрытыми снегом или обвитыми гирляндами, задавая особый ритм повествованию.
Художественный дуэт из Катара Кристто & Эндрю в рамках биеннале представляет проект «Текучие портреты». Работы художников демонстрировались в странах Ближнего Востока, в Северной и Центральной Америке и Европе. В прошлом году пуэрториканц Кристто Санс (род. 1985) и южноафриканц Эндрю Вейр (род. 1987) стали победителями конкурса «2014 Talents» журнала «FOAM». Криссто & Эндрю делают портреты своих соотечественников, наделяя каждый из них неуловимым символическим смыслом. Подобно фрагментам паззла, складывающимся в законченную картину, «Текучие портреты» создают причудливый симбиоз истории, политики, экономики и популярной культуры, обнажая конструкцию современного общества в том его состоянии, которое сложилось в районе Персидского залива. Преувеличенные цвета, постановочные композиции и странный юмор подчеркивают пластичное состояние постоянных изменений, в процессе которых формируются и взаимодействуют разнообразные образы жизни в Катаре.
Образы Кристто и Эндрю акцентируют внимание на двух параллельных диалогах: один из них разворачивается в локальном сообществе, другой – в экспатриации, и оба вовлекают в себя множество культур и субкультур, характерных для стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.
Дебора Турбевилль. Американский Vogue, май 1975. © 1975 Condé Nast
«Путешествие» – первый музейный проект Ольги Изаксон. На выставке представлены две ключевые серии автора – «Солнечный удар» (2008 – настоящее время) и «Louis Vuitton. Путешествие: Екатеринбург» (2012).
История сотрудничества молодой художницы и знаменитого модного дома началась в 2011 году, когда Ольгу пригласили фотографировать бэкстейдж – съемку в стиле фильма «Ночной портье» для журнала Grazia. Вдохновленные удачным началом, российские представители Louis Vuitton предложили Ольге принять участие в создании фэшн-серии, главными «действующими лицами» которой были бы аксессуары модного бренда и столица русского конструктивизма – город Екатеринбург. Строгие черно-белые снимки, работая над которыми Ольга Изаксон обращалась к творчеству Александра Родченко, подчеркивают связь моды и архитектуры, строятся на чистоте линий и объемах, очерченных минимумом средств, как это было присуще конструктивизму 1920-х – 1930-х годов.
Серия «Солнечный удар» хронологически предшествует становлению Ольги как фэшн-фотографа и именно с нее началась ее профессиональная карьера. Работа над ней была начата в 2008 году и продолжается до сих пор. Разреженный, раскаленный солнцем воздух, резкие контрастные тени определяют архитектонику этих снимков, подчас вытесняя силуэты загорающих людей и вовсе на периферию. Этот композиционный прием формирует эстетику снимка, сделанного исподтишка, «не прицеливаясь», – снимка фотографа-вуайера. И в то же время – транслирует сомнамбулическое, полусонное состояние, которому поддаются и люди, попадающие в объектив, и подглядывающий за ними фотограф.
Молодой российский художник, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко Игорь Самолет – переносит нас в деревню, но не простую, а воображаемую, оказавшись в которой только и остается, что удивляться и размышлять о сложной организации этого пространства. В разные времена в этой воображаемой деревне жили то крестьяне, то колхозники, то дачники, оставляя следы своего пребывания, наполняя ее новыми смыслами, которые и фиксирует Игорь Самолет: «…проникая в разные слои этого прошлого, я стараюсь уловить настроение – то дачно-лирическое, то коллективно-колхозное, то суеверное. Перемешивая все эти состояния, я стараюсь составить портрет этого места и подружиться с ним».
Мэри Рейд Келли и Патрик Келли. "Priapus Agonistes,“ 2013. Одноканальное HD видео, звук. 15:09 M:SS. Предоставлено авторами и Sussanne Vielmetter Los Angeles Projects
Проект Марии Ионовой-Грибиной посвящен исследованию самоидентификации современного российского мужчины через отцовство. Проект несет в себе элемент перформанса: автор приглашает на съемку бездетных мужчин (бездетность и совершеннолетие – единственные требования к моделям), но не сообщает им тему и предполагаемые обстоятельства съемки. Добровольца Мария знакомит со своими детьми и предлагает представить, что теперь это его дети. Чем бы он мог с ними заняться? Помочь с уроками или поиграть? Вместе приготовить обед или починить самокат? Как бы он хотел сфотографироваться со «своими» детьми? Фотограф исследует сознательное и бессознательное поведение мужчины перед камерой: не откажется ли он от съемки, будет ли чувствовать себя свободно или скованно, насколько язык его тела отразит его психологическое состояние.
Вик Лащенов исследует тему личного пространства. Проект «Жить с другим» – попытка найти зону комфортного безопасного одиночества внутри интерьеров IKEA. «Внутренняя организация магазина предполагает смешивание личного и социального, – рассказывает художник, – готовые интерьеры предъявляют себя как территорию личного, предлагая примерить комфорт уютного дома. В тоже время это магазин – социальное пространство, предполагающее определенные правила поведения. Я расширяю свое личное пространство, нарушая правила магазина и вовлекая покупателей во взаимодействие со мной». Таким образом, Вик Лащенов акцентирует наше внимание на столкновении личного и публичного.
«Exodus» – первый фотопроект Ивана Лунгина, которого мы знаем, прежде всего, как живописца и автора инсталляций. Но и здесь, фотография, прежде всего, является материалом, из которого вырастает очередная инсталляция. Иван Лунгин тоже размышляет над феноменом пустоты. Эта пустота парадоксальным образом зарождается в городе, и ее синонимом в проекте «Exodus» становится толпа. В неподвижной городской архитектуре, которая является предметом его живописных, а теперь и фотографических работ, человеческий силуэт – всего лишь безликая тень, призрак, пустота. Только «вырывая спины, затылки, части ландшафта из привычного контекста, останавливаясь на секунду, обрамляя их в субъективные рамки, мы наделяем их жизнью, смыслом, символикой – одушевляем», – пишет Иван Лунгин в предисловии к проекту.
Проект Альберта Солдатова – «Бальтус», завоевавший в 2014 году Премию Кандинского в номинации « Молодой художник. Проект года» – это рассказ о современном состоянии человека, которое ярче всего характеризуется словами: безыдейность, бездействие и комфорт. Видео состоит из десяти сцен, воспроизводящих сюжеты художника Бальтуса. Закадровые диалоги сведены к бессмысленным фразам, взятым из соцсетей. А персонажи символизируют современного пользователя, перегруженного информационным шумом. Автор показывает, нам «…человека с комфортом расположившегося на диване с гаджетом в руках, который водит пальцем по тачскрину, а бесконечное мелькание картинок на экране вводит его в состояние оцепенения – как у персонажей Бальтуса. Само слово «бальтус» уже перестало быть только именем французского художника, оно стало синонимом состояния зависания, одеревенения тела и сознания».
Фотограф Петр Ловыгин показывает на биеннале свой новый проект «Черный карлик». Слушая одноименный романс Александра Вертинского, зритель отправляется в удивительное путешествие по российской глубинке, по воле автора превратившейся в сказочную страну, в которой Черный карлик рассказывает Принцессе свои волшебные истории. Но Принцесса не может их оценить. Осознав, что все старания напрасны, что невозможно открыть глаза тому, кто не способен видеть, Карлик покидает Принцессу, как только изображение исчезает с экрана – жизнь Принцессы становится пустой, теряет смысл.
Назад в раздел