26.05.2011 / четверг — 14.08.2011 / воскресенье
.
25 мая в Москве открылась «Святая Русь» — беспрецедентная по масштабу и уникальности собранных экспонатов выставка произведений древнерусского искусства X—XIX веков. Ее составляют исключительные по уровню исполнения и исторической значимости шедевры иконописи и книжной миниатюры, фрагменты монументальной живописи, творения русских, византийских и западноевропейских ювелиров, а также мастеров золотого шитья — всего 450 предметов, собранные из 25 российских музеев, архивов и библиотек. Единственный экспонат, привезенный в Москву из музея Лувра, — медный, отделанный золотом с эмалью наплечник из парадного одеяния Владимирского князя Андрея Боголюбского, исполненный в XII веке европейскими мастерами.
.
До XVII столетия драгоценный фрагмент княжеского одеяния хранился в Успенском соборе Владимира, затем перекочевал в соборную кладовую и в 1919 году поступил во Владимирский музей. В 1933 году, в период известных сталинских распродаж национальных художественных сокровищ ушел за границу и этот раритет. Его следы наверняка затерялись бы, если бы «Общество друзей Лувра» не купило наплечник у французского антиквара и не подарило его главному французскому музею.
.
.
На фото: Оклад Евангелия
XIII век. Лимож, Франция
Дерево, медь; литье, выемчатая эмаль.
Из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника
.
Именно в Лувре 2 марта 2010 президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози открыли давно ожидаемую на Западе выставку, впервые столь полно представившую в Европе искусство Древней Руси. Во Франции эту выставку посетило более 200 тысяч зрителей. Теперь шедевры, поразившие парижан, увидят в Москве, в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу, на одноименной выставке, которая пройдет по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Этот выставочный проект приурочен к празднованию «Дней славянской письменности и культуры».
.
Здесь можно увидеть все то, что потрясло французов: прославленные чудотворные иконы, древнейшие иллюстрированные рукописи, драгоценные царские вклады в храмы и монастыри, в том числе шедевр русского ювелирного искусства — оклад иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, изготовленный в конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова. Среди экспонатов выставки — грандиозные Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия, уникальный образец искусства домонгольской Руси. Врата исполнены из дерева, обитого медными листами, на которые методом огневого золочения были нанесены изображения евангельских сцен.
.
Российская выставка отличается от французской: если в Париже посетителей предлагалось просвещать, рассказывая им посредством богатейшего иллюстративного материала о мало известной на Западе древней культуре, то россиян, скорее, ждет радость нового узнавания знакомых вещей и явлений, которые теперь могут быть сложены в единую картину. Никогда раньше эти редчайшие экспонаты не собирались в едином музейном пространстве, в одной экспозиции. И здесь их можно не просто увидеть под стеклом: плазменные мониторы, установленные в залах, позволяют разглядеть все до мелочей и даже пролистать древний манускрипт. Выставочный каталог с сопутствующей информацией частично сведен в цифровой формат и доступен на сенсорных экранах.
.
Экспонаты сгруппированы в семь разделов, воссоздающих в наших глазах образ Святой Руси как модели идеального общественного и духовного устройства. Первая тема — «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства на Руси, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Раздел «Под покровом Богородицы» раскрывает образ Богоматери как защитницы и покровительницы русского народа. О других заступниках и покровителях рассказывает раздел «Заступники и наставники. Почитание святых на Руси и русские святые», где представлены образы наиболее известных христианских святых и их русских последователей, начиная со святых князей Бориса и Глеба.
.
.
На фото: Панагия патриарха Никона
Камея — XVI век (?). Христианский Восток.
Оправа — середина XVII века. Стамбул (?)
Алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, золото, оникс; эмаль, мастика, резьба, чеканка, насечка, гравировка, чернь.
Из собрания Государственного музея-заповедника «Новый Иерусалим»
.
Особая художественная культура русских монастырей, служивших центрами духовного просвещения, предстает перед зрителями в разделе «Свет в пустыне. Монастыри на Руси». Раздел «Земное царство и Царствие Небесное» создает образ «священной власти», раскрывая отношения Церкви и русских правителей: от князей до царей и императоров. Свидетельства частной жизни христиан, начиная с берестяных грамот XII века, содержит раздел «Святое в повседневном». В последнем разделе «Небо на Земле. Русский православный храм» представлено драгоценное убранство русских церквей — иконы, богослужебная утварь, облачения и книги.
.
Собранные вместе, все эти шедевры рисуют наглядный и зримый, «вещественный» образ Святой Руси — Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного. Как и любой идеальный образ, он не всегда и не во всем совпадает с исторической действительностью, однако, безусловно, продолжает служить одним из главных духовных ориентиров, позволяющих осмыслить историческое и культурное наследие нашего Отечества. И все, кому оно важно и дорого, могут получить еще одну такую возможность на выставке, открывшейся в Третьяковской галерее.
.
Адрес сайта выставки: http://http://www.svyatayarus.ru/