09.09.2010 / четверг — 26.09.2010 / воскресенье
.
Московский музей современного искусства и кураторы Энди Валморбида и Владимир Рестуан-Ройтфельд представляют выставку легенды нью-йоркского стрит-арта 80-х Ричарда Хэмблтона.
.
Ричард Хэмблтон — американский «поп-экспрессионист», экспериментатор-интеллектуал, крестный отец современного стрит-арта — художник, который в 80-е годы потряс Нью-Йорк своими провокационными акциями. Он повлиял на художественное сознание нескольких поколений и вместе с коллегами по цеху Жан-Мишелем Баскиа и Кейтом Хэрингом вошел в историю современного американского искусства.
.
В экспозиции будут представлены 35 работ художника, 15 из которых впервые демонстрируются публике. «Он один из самых влиятельных в мире художников стрит-арта, с уникальной историей жизни и творчества. Искусство Хэмблтона гениально», — говорят кураторы.
.
.
6 SHADOW FIGURES, 1999
ACRYLIC ON CANVAS
536 x 182 cm
.
Хэмблтон, выпускник Института Искусств Сан-Франциско, предпочитал мастерским общественные пространства и свой путь к славе начал с городских улиц. В 1976 году родилась его первая громкая серия работ под названием «Криминальные сцены» (“Crime Scenes”). В течение трех лет в разных городах появлялись «художественные» имитации убийств — изображения на тротуарах и мостовых силуэтов человеческих тел, будто обведенных мелом, с красными пятнами краски. Пресса негодовала, а первой реакцией невольных зрителей был шок, к чему и стремился художник — эмоциональная реакция зрителя, не важно, восторг или отторжение.
.
В своей знаменитой уличной серии “Shadowman” Хэмблтон эксплуатировал типичные для урбанистической среды страхи — боязнь незнакомцев, темных улиц. Его изображенные на фасадах домов люди-тени подстерегали зрителя в самых неожиданных местах — за углом, в конце аллеи, на парковке. Темные экспрессивные силуэты появлялись на улицах Нью-Йорка, Лондона, Рима и даже на поверхности Берлинской стены. Художника несколько раз обвиняли в общественном вандализме, хотя он ни разу не был пойман на месте «творчества». В оправдание Хэмблтон лишь объяснял, что появляющиеся изображения — всего лишь форма самовыражения в условиях мегаполиса. По словам художника, он не намеревался выразить что-то конкретное изображаемой фигурой, смысл каждому силуэту должна была придавать реакция зрителя и воображение. Диалог со зрителем, эмоции прохожих — самая важная составляющая понимания творчества Хэмблтона.
.
В отличие от Жан-Мишеля Баскиа и Кейта Хэринга, которые драматично ушли в зените славы, Ричард Хэмблтон смог пережить полный искушений водоворот нью-йоркской богемной жизни 80-х. Вот уже 20 лет художник ведет довольно уединенный образ жизни в своей мастерской в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене. Его работы с улиц давно перекочевали в галереи, на выставки, в частные собрания. Со времен бурных 80-х Хэмблтон успел создать целый ряд новых работ и персонажей — от солдат до ковбоев Мальборо. Одна из последних произведений — серия “Beautiful Paintings”, выполненная на металлических листах, демонстрирующая неожиданный визуальный эффект из сочетания цвета и света.
.
Работы Ричарда Хэмблтона находятся в крупнейших музеях и частных собраниях — в коллекции МоМА, в Бруклинском музее, музее Энди Уорхола, музее Гарвардского университета и многих других. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в разных странах мира. Экспозиция, которую в сентябре привезут в Москву, до этого побывала в Европе и США и была организована кураторами Энди Валморбида и Владимиром Рестуан-Ройтфельдом совместно с дизайнером и поклонником творчества Хэмблтона — Джорджио Армани. Экспозиция в театре Armani вызывала самую восторженную реакцию публики и прессы, ведь сегодня, даже став классиком, Хэмблтон продолжает удивлять зрителей и держать их в напряжении.
.
Место проведения: Москва, Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, Гоголевский бульвар, 10
Комментарии | |