13 октября в Государственной Думе прошел закрытый просмотр нового фильма Павла Лунгина «ЦАРЬ» – одного из самых заметных и ожидаемых кинособытий 2009 года. Зрителями показа стали депутаты Госдумы, представители Русской Православной Церкви и общественных организаций. После просмотра фильма состоялась дискуссия, на которой были высказаны интересные и противоречивые мнения о кинокартине, эпохе Ивана Грозного и теме государственности в Российской истории.
.
.
На фото А. Чилингаров и П. Лунгин
.
Историко-философская драма «Царь» режиссера Павла Лунгина охватывает два драматичных года правления Ивана IV Грозного (1566 – 1568 г.г.). Именно в это смутное и страшное для страны время в сан Митрополита Московского и всея Руси вступает Филипп Колычев, будущий Святитель Филипп. Духовный наставник и друг царя, он не приемлет главный соблазн всех правителей-тиранов: заменить Бога властью. Убеждение Ивана Грозного в том, что «…кто власти противится, тот Богу противится, а кто противится Богу, тот отступник...», на фоне опричнины, несправедливых казней и расправ, заставляет Митрополита открыто осудить царский деспотизм и погибнуть.
.
Без сомнения, фильм «Царь» ставит перед нашими современниками серьезные и глубокие вопросы, которые и сегодня звучат не менее громко и злободневно. Именно поэтому создатели фильма сочли необходимым устроить специальный показ картины в Государственной Думе, где ее одними из первых увидели депутаты ГД и представители Русской Православной Церкви. Закрытая премьера фильма «Царь» была организована Комитетом Государственной Думы по культуре и Клубом «Российский парламентарий», членами которого являются депутаты ГД и члены СФ всех созывов. По словам генерального, директора клуба «Российский парламентарий» Игоря Кирпичёва: «Для нас большая честь, что Павел Семенович Лунгин решил продемонстрировать свой фильм именно в стенах Государственной Думы, тем самым, выразив уважение к государственной власти и нашим парламентариям».
.
Перед началом кинопросмотра Павел Лунгин поблагодарил всех собравшихся и отметил, что фильм «Царь» повествует не обо всей жизни Ивана Грозного, а о нескольких годах его правления, об его отношениях с Митрополитом Филиппом. На основе этой реальной истории, многократно описанной в летописях и житиях святых, создатели фильма попытались понять психологию начала русской власти, на которую наложила свою печать неординарная личность Ивана Грозного. Как сказал Павел Лунгин: «Наш фильм тяжелый, но духоподъемный, поскольку в нем присутствует митрополит Филипп, великий русский святой – роль которого стала последней для гениального русского артиста Олега Ивановича Янковского».
.
.
На фото П. Лунгин, И. Кирпичев, М. Веллер
.
После просмотра была организована дискуссия, первым слово в которой взял писатель Михаил Веллер, высказавший достаточно жесткую точку зрения: «Это яркий, оригинальный и сильный фильм, который внушает отвращение к Российской государственности, царизму и, в сущности, к Российской истории. Во многом это результат прекрасного выбора актеров – Петра Мамонова и Ивана Охлобыстина и создания ими образов, после которых остается такое послевкусие, что хочется помыться изнутри и снаружи и после такого царя, и после такого шута… Зато, христианская православная церковь показана в фильме с самой лучшей стороны, за что, хочется поклониться памяти великого актера Олега Ивановича Янковского. После фильма «Царь» возникает желание повернуться к любой власти спиной и уйти в монастырь. Вряд ли это та задача, которую ставили перед собой создатели картины, однако этот фильм, независимо от замысла тех, кто его сделал, еще раз показал, что власть у нас отдельно, народ отдельно, мораль отдельно – а совместить их остается нашей голубой мечтой».
.
Режиссер картины Павел Лунгин дал следующий комментарий на высказывание Веллера: «Я говорил не о власти в целом и не о церкви, а о поступках конкретных людей. Но хотел вспомнить и о том, что Россия всегда стояла на грани абсолютистской власти и человеческого христианского подвига, который эту жесткую власть уравновешивал. И в этом смысле подвиг Филиппа является универсальным великим христианским и, конечно же, человеческим подвигом. Иван Грозный был человеком, мягко говоря, сложным. Он стал в нашей истории первым царем, который воевал со своим собственным народом. Создал опричнину. Натравил одну часть России на другую. Об этом мне хотелось рассказать, меньше всего, желая оскорбить народ и сегодняшнюю власть».
.
Высказывались и представители интересов Русской Православной Церкви, среди которых Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ, глава Московского отделения Союза православных граждан: «Никакого обобщения и оскорбления российской государственности я в этом фильме я не увидел. Это очень конкретная история с конкретным нравственным уроком. Бессмысленно, с точки зрения интересов России оправдывать Ивана Грозного, и вообще бессмысленен исторический принцип оправдывать все, что делает государство… Митрополит Филипп – это тоже власть, власть духовная и в нем я вижу оправдание российской государственности. Государству нужна нравственная опора в виде сильной церкви, и бояться сильной церкви это – то же самое, что бояться сильной науки, сильной культуры, сильного общества. И в этом я вижу непреходящую актуальность фильма «Царь».
.
Слово было также дано исследователю и преподавателю истории русской религиозной философии Аркадию Малеру, главе Византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН, члену Предсоборного Присутствия, члену Синодальной богословской комиссии: «Иван Грозный оказался правителем недостойным занимаемого им места. Он был действительно образованным человеком, очень хорошо начинал, но плохо продолжил и отвратительно закончил… И давайте не будем делить людей на тех, кто критически высказывается в сторону российской власти и их почему-то считают предателями, и на тех, кого называют российскими патриотами потому что они оправдывают грехи всех российских правителей. Можно быть сторонником великой Российской Империи, но совершенно не обязательно оправдывать деяния всех российских царей и императоров. Я хочу сказать большое спасибо Павлу Лунгину за этот фильм. Но нам бы хотелось, чтобы талантливые режиссеры снимали фильмы и о светлых периодах Российской истории, таких как правление Ивана III, который фактически собрал разрозненную Россию, правление Василия III и Алексея Михайловича».
.
Павел Лунгин: «Я абсолютно согласен – в истории российского государства были достойные правители и об этом также надо говорить. Но духовный подвиг митрополита Филиппа тоже крайне редок и именно о нем мы хотели рассказать».
.
Широкий спектр высказанных мнений еще раз указал на тот факт, что фильм «Царь» – кино актуальное на сегодняшний день и поднимает пласт спорных страниц русской истории, обсуждение которых возможно поможет понять лучше роль ключевых исторических персонажей и их поступков в истории России и ее граждан.