21.02.2009 / суббота – 15.03.2009 / воскресенье
.
Сравнимо ли привычное для нас состояние удовольствия, получаемое от многих благ цивилизации, – стабильное, ровное, распространенное, – с всепоглощающим, требующим отдачи физических и душевных сил, а потому редким и довольно интимным экстатическим удовольствием? Что из этих двух состояний способно изменить наше восприятие мира, сделать его предельно искренним и полноценным, возвысить нас над проблемами и сделать почти счастливыми?
.
Выставкой «Техники экстаза» в Московском музее современного искусства стартует многочастный долгосрочный проект SUPREMUS, названный по имени, которое в нынешнем качестве существует с 1991 года. Авторы выставки Александр Шумов, Серж Головач и Виктор Рибас, апологеты техники «фрактальной абстракции», ставят вопрос о возвращении к истокам, к тому пункту слияния, к которому современный человек приходит всё реже и реже – в то время как цикличное возвращение к нему было заложено во многих древних культурах и религиозных практиках.
.
Экстаз – состояние, почти не знакомое нашему современнику, позабытое, подобно культуре древних греков, бережно относившихся ко всему, что изменяет рутину жизни, помогает вступить в блаженное состояние восторга. Момент изменения сознания, когда – внезапно или ожидаемо – обнаруженный нами источник восхищения заполняет нас до краев, как сосуд, вытесняя из нас весь остальной мир. Это состояние просветления, постижения высшего смысла, свойственное людям, совершенствующим свой духовный уровень. Краткий, но предельно насыщенный период слияния внутреннего мира и внешнего. У людей творческих он воплощается в конечном продукте – картине, фильме, тексте, движении.
.
Представленные на суд зрителя работы – причина и одновременно следствие. В них танец и йога, любовь и секс, философия и альтернативные ценности современной жизни опосредованно рассмотрены авторами выставки с обостренной чувственностью, на болевом пороге восприятия. Запредельность градуса эмоциональной сферы потребовала от художников проекта нахождения специфических форм выражения, что привело к созданию ими особых техник фотографической съемки и аутентичных приемов абстрактной живописи.
.
Техника «фрактальной абстракции», разработанная группой SUPREMUS, позволяет говорить об оригинальном, ярком явлении актуального искусства. О том, как была создана техника фрактальной абстракции, посетителям выставки расскажет фильм, созданный при содействии ученых Института философии Российской академии наук. Экспозиция в Московском музее современного искусства станет началом целого ряда мероприятий, выставочных проектов и семинаров по современному абстракционизму.
.
***
.
Биографии участников выставки
Александр Шумов
Родился в 1960 году в Москве. В 1986 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Искусствоведение»; тогда же состоялся его кураторский дебют в качестве автора экспозиции раздела скульптуры на XVII Молодежной выставке. В 1991 году был куратором выставки «Современные художники Малевичу» в Третьяковской галерее, а также автором, вероятно, единственного официально разрешенного перформанса на Красной площади «Кремль. Церковь. Капитал». С 1991 по 2001 годы издавал ежегодную газету SUPREMUS. В 1995 году представил перформанс “Reservoir Dog” Олега Кулика в Цюрихе; тогда же вел программу Kunsthaus Oerlikon, в которой, среди прочих, были представлены В. Мизин, А. Голиздрин, О. Еловой, Д. Булныгин. Собственное творчество показывает с 1991 года: участник I и II Московской биеннале современного искусства, выставок «Гендерные волнения» и «Верю». В 2007 году был представлен на Шанхайской биеннале современного искусства как «Открытие года». Красно-белые композиции «эпохи развитого супрематизма» созданы в Швейцарии и впервые показывались в Ольденбурге в 1996 году. Произведения находятся в публичных и частных собраниях.
.
Виктор Рибас
Родился в 1967 году в Хабаровске. Профессиональный художник, режиссер; окончил Хабаровский институт искусств в 1996 году. Автор ряда хроникально-экспериментальных фильмов, в том числе о выставке «Верю», о славе как инструменте художника. Первым применил метод фотографии в лазерных лучах с целью получения фрактального портрета – абстрактного псевдографического изображения человека и предметов. Его работы в технике фрактальной абстрактной фотографии приобретены музеем ART4.ru (Москва), галереей Art&Public (Женева), ABA (Карлсруэ), Зверевским центром современного искусства (Москва). Виктор Рибас – теоретик и пропагандист фрактального абстракционизма. Живет в Москве.
.
Серж Головач
Родился в 1970 году в Биробиджане. Участник более ста выставок. Сотрудничает с глянцевыми изданиями в качестве фотографа. Серж Головач – художник жизни, украшение любого мероприятия. Его узнаваемые приемы – панорамный портрет и жанрово-документальная съемка, например, серия «Волны». Его работы представлены в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства (Москва), Дальневосточного художественного музея (Хабаровск). Живет в Москве и Витебске.
.
Открытие: 20 февраля в 19:00
Место проведения: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар 9 (Галерея «Зураб»)
Комментарии | |