Московский музей современного искусства представляет выставку Богдана Мамонова «Транквилизация памяти». Это проект об исследовании трагической истории ХХ века на примере судьбы прадеда художника – Григория Шпейера. Отдельные части проекта были показаны в различных музеях и галереях России, Европы и США. В ММОМА он будет впервые представлен в полном объеме. «Транквилизация памяти» – выставка- путешествие, разобраться в которой поможет карта, созданная самим художником. Принцип экспозиции связан с идеей двоичности, которая лежит в основе стереокадра – основного модуля проекта.
Этот принцип также учитывает особенности пространства ММОМА на Гоголевском бульваре, которое обладает анфиладой залов, имеющих форму кольца, а также два крыла не связанных непосредственно друг с другом. Первым объектом, который увидит зритель на выставке, станет рисунок автора, созданный им в двенадцатилетнем возрасте и представляющий сцену Страшного суда. Эта картина задает тон всей выставки и как бы подготавливает к выбору – добра или зла, ада или рая. Куда бы ни направился зритель, он неминуемо попадает в кольцеобразную анфиладу, экспозиция которой выстроена, как музей-квартира самого Шпейера – прадеда автора. Каждое из крыльев здания символизирует «ад» и «рай», но в залах, на первый взгляд, нет ничего напрямую относящегося к этим культурным архетипам. Зритель сталкивается все с теми же образами Шпейера, воссозданными его правнуком в различных техниках – живописи, ксерографии, рисунках. Однако, два почти идентичных фильма в разных концах Музея, построенных исключительно на архиве инженера-фотографа, являются ключом к пониманию главной идеи проекта. Григорий Шпейер был главным инженером в Коломне – строителем железнодорожных мостов. До сих пор сохранился мост через Москва-реку, соединяющий Коломну со столицей, построенный Шпейером. Одним из первых в России он начал заниматься стереоскопической фотографией. В 1910 году Шпейер выписал из Франции стереоскопический фотоаппарат и таксифот – специальное устройство для просмотра стереоскопических снимков со сложной системой линз и специальным механизмом, позволяющим менять кадры. Именно эта таин- ственная машина досталась художнику в наследство от прадеда вместе с обширным фотоархивом, который и лег в основу проекта «Транквилизация памяти», над которым Богдан Мамонов работает с 2005 года. Главный герой, Григорий Шпейер, выступает как соавтор проекта. Используя образы Шпейера, Мамонов ведет с прадедом свой диалог и одновременно повествует о истории семьи. По словам известного куратора Виктора Мизиано, это «исповедальный рассказ о прошлом». Однако проект не сводится исключительно к раскопкам в семейном архиве. Экспозиция разворачивается на фоне знаменитого текста о Калигуле, принадлежавшего перу Гая Светония Транквилла, чье имя лежит в основе названия проекта.
О художнике
Художник, куратор, теоретик современного искусства, автор инсталляций, живописи, видео и слайд- фильмов, перформансов и книжных иллюстраций. Родился в 1964 году в Москве. В 1987 году окончил Московский Полиграфический институт. Участвовал в «Группе без названия», развивавшей тактику акционизма – наиболее радикальную стратегию русского искусства начала и середины 1990-х. В 1999 году совместно с Валерием Айзенбергом, Лизой Морозовой и Антоном Литвиным основал про- грамму ESCAPE. Лауреат премий «Черный квадрат»-2003 и «Арсенал»-2004. В 2005 году представлял Россию в составе группы ESCAPE на 51-й Венецианской биеннале. Выставка организована при участии Artwin Gallery и Sputnik Gallery
Назад в раздел