3.02.2009 / вторник – 9.03.2009 / понедельник
.
Стартовавший в 2006 году проект «Москва актуальная», организованный Московским музеем современного искусства и Галереей XL, превратился в программу, перманентно занимающуюся очищением художников от штампов и плотных наслоений критических определений. В случае с Ириной Кориной трудно даже представить, что можно было навязать ее творчеству, которое до сих пор упорно ассоциируется с разделом «молодые художники»?
.
Тем не менее, это и есть самый настоящий «махровый» штамп – потому что, если внимательно следить за развитием этого художника, то невольно возникает, по меньшей мере, два вопроса, ответы на которые обескураживают…
.
Первый из них: нужно ли продолжать относить Корину к разделу «молодых», если последние десять лет она активно участвует в выставках – не только ежегодных персональных, но и во всех «серьезных» коллективных высказываниях, в том числе музейных и интернациональных?
.
С первым вопросом тесно связан и второй. «Молодым» художником обычно называют того, кто находится в состоянии перманентного поиска, в том числе и формального. И можно ли это определение отнести к Кориной, чьи методы и стиль художественного высказывания более чем определенны и узнаются практически с первого взгляда? Хотя бы ради ответов на эти два очень простых вопроса мы и показываем четырехуровневую инсталляцию в Московском музее современного искусства, в которую вошли ее лучшие проекты прошлых лет: «Urangst», «Камуфляж», «Смайлы», «Ночной тариф», «29 трансформаций», «Позитивные вибрации».
.
«Специализация» Ирины Кориной на московской художественной сцене – инсталляция. Стоит отметить, что практически никто из ее ровесников не работает в этом сложном жанре интереснее и лучше, чем Корина.
.
Ее метод прямо противоположен методу представителей московского концептуализма, традиционно наиболее мастерски владевших этим жанром и ставших первопроходцами этой формы высказывания на отечественной художественной сцене. Как правило, «движение» концептуальной инсталляции разворачивается от конкретики к некоему обобщению или эзотерическому «знанию». Формы имеют вполне «реалистические» очертания, а сложность бэкграунда зависит от способности художника к обобщению. Инсталляция 90-х – при сохранении все тех же конкретных реалий – менее нарративна и строится по принципу эффектного жеста, уравновешивая реальность и ее интерпретацию.
.
Корина идет совершенно иным путем, ее материалом обычно служат разнообразные «фактуры» отделочных пластиков, широко представленных на строительных рынках. И любая инсталляция Кориной, на первый взгляд, представляет собой фантастическое «нечто», практически всегда требующее от зрителя некоторого усилия для восприятия. Если концептуальная инсталляция разворачивается от частного к целому, то путь Кориной – визуальная абстракция, порождаемая вполне отчетливой конкретикой. Ее сложные инсталляции наполнены многочисленными аллюзиями в попытках передать довольно сложные эмоции и смутные воспоминания об определенном отрезке времени в его визуально-ментальном многообразии. Довольно быстро обескураженный поначалу зритель начинает легко считывать и параметры эпохи, и ностальгический оттенок высказывания, и остроумную пластическую интерпретацию. И вот эта странная щель, своеобразная ниша между «ремонтной» пластикой и психологическими экзерсисами, и есть «точка интереса» Кориной, ее ноу-хау. Или – новый путь развития русской инсталляции.
.
***
.
Ирина Корина родилась в Москве в 1977 году. В 2000 году окончила факультет сценографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС), курс актуального искусства «Новые художественные стратегии»; также училась в Valand Academy of Fine Arts в Гётеборге (Швеция) и в Академии искусств Вены (Австрия). Активно выставляется с 2000 года. В 2008 году Ирина Корина стала лауреатом государственной премии в области современного искусства «Инновация».
.
Открытие: 2 февраля в 19:00
Место проведения: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок 17
Комментарии | |