Вконтакте Facebook Twitter


16.12.2008 / вторник – 18.01.2009 / воскресенье
.
Сергей Шутов (р. 1955, Потсдам) – чрезвычайно разносторонний и изобретательный художник. Он практикует различные виды искусства (живопись, графика, фотография, объекты, мультимедийные инсталляции, видео) и занимается неуклонным расширением арсенала собственных техник и технологий. По собственному признанию, свое первое произведение искусства (перформанс) он сделал в третьем классе, но в этом году Шутов может с полным правом отмечать 30-летие творческой деятельности – он участвует в групповых выставках с 1978 года. Первой славой он обязан программной картине «Барсучонок больше не ленится», показанной на нашумевшей XVII Молодежной выставке (1986). Баснословный успех на московском аукционе «Сотбис» (1988) стал началом международной карьеры Шутова. Большая часть живописных работ Шутова этих лет давно находится в музейных собраниях и в частных коллекциях, преимущественно западных. Он автор более 40 персональных выставок и участник более 140 групповых. В 2001 году проект Шутова «Абак» представлял Россию на 49-й Венецианской биеннале, после чего Шутов был номинирован на Государственную Премию (2002).
.
Сергей Шутов – больше, чем художник – еще и литератор, музыкант, ди-джей и ви-джей, а кроме того куратор, издатель, организатор. Его трудовая карьера весьма разнообразна и включает работу в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее Востока, московском зоопарке и планетарии в конце 1970-х–начале 1980-х, участие в качестве актера и художника в культовом фильме «АССА» (1987), работу на «Радио Станция» (106,8), в клубе и видеогалерее «Птюч» – в середине 1990-х. Герой-одиночка, никогда не состоявший в каких-либо арт-коллективах, Шутов всегда был в нужное время в нужном месте: в 1980-е он обитал в легендарных московских художественных сквотах в Фурманном переулке и на Чистых прудах, близко дружил с московскими художниками из групп «Гнездо» и «Чемпионы мира», а также с ленинградскими «Новыми художниками». Он был членом л/о «Эрмитаж» (с 1987), одним из основателей Клуба друзей Маяковского (с 1986), академиком Академии Всяческих Искусств (с 1986), возглавлял отделение графического искусства Свободной Академии (с 1989). Шутов был одним из организаторов «Арт-Рок-Парада АССА» в ДК МЭЛЗ – выставки, приуроченной к премьере фильма, которая стала важной встречей авангардного искусства и рок-музыки. В 1993 году Шутов основал и возглавил Институт Технологии Искусства, а в 1994 году он устроил в Манеже первую выставку-показ произведений российского видео-арта «ДаблуСИТИ». Сергей Шутов, соединяющий в одном лице хипповые 70-е, моднические 80-е и рейверские 90-е и по праву носящий почетные титулы пионера российского видео-арта, гуру электронного искусства и лидера клубного движения, давно стал любимцем публики и прессы.
.
Персональная выставка Сергея Шутова «Необходимое и необязательное» в Московском Музее Современного Искусства в Ермолаевском переулке станет первой музейной ретроспективой художника. На ней будут показаны работы разных лет – старые и новые, хорошо известные и никогда не выставлявшиеся. Впервые показывая широкой публике работы почти 30-летней давности, соединяя их с новыми проектами, Сергей Шутов принципиально решил отказаться от помощи кураторов и взял на себя ответственность самостоятельно выстраивать драматургию собственной мегавыставки. По мнению художника, целый корпус его работ «не входит в сферу интересов кураторов и галеристов, а входит в сферу интересов художника и зрителя», поэтому наряду с полюбившимися хитами Сергей Шутов показывает произведения и проекты для него лично крайне необходимые, но по разным причинам малоизвестные, не привлекшие внимание специалистов, возможно, опередившие время. Шутов не хочет вписываться в придуманную кем-то рамку, наоборот, он пытается остаться разнообразным и парадоксальным.
.
Необходимость произвести ревизию среди собственных работ для отбора на выставку приводит его к убеждению, что необходимыми являются все. Шутов признается: «Я к своим работам отношусь как к дыханию. Мне доставляет огромное удовольствие сам процесс работы, в ходе которого кристаллизуетя мое искусство. Поэтому у меня не было лишних работ, и я бы ни одну из них не вычеркнул – они все для меня важны и интересны. Если на этой выставке какие-то проекты или отдельные работы и остаются за бортом – это, по большей части, чисто физические законы (мало места, дорого привезти, трудно восстановить)». Не считая себя вправе влиять на точку зрения зрителя, художник предлагает зрителю самому решить, какие из работ являются «необязательными» - откинув что-нибудь лишнее, каждый сможет составить свой субъективный портрет художника Шутова. Впрочем, Шутов предлагает не только понимать каждому свое по присутствию на выставке чего бы то ни было, но и сознавать отсутствие – по его словам, «оно не есть пренебрежение». Шутов говорит: «Я бы с большим удовольствием показал много важных вещей, но в контексте такой маленькой ретроспективы – мне приходится показывать какие-то выжимки, которые не являются самыми сливками, а являются исторической последовательностью». Отказ от показа самых «сливок», «хитов» для Шутова принципиален. Так, например, на выставке не будет едва ли не главной его инсталляции «Абак» (2001), сделанной для Венецианской биеннале и в Москве целиком не выставлявшейся.
.
Один этаж музея будет целиком посвящен живописи 1980-х и начала 1990-х – этот корпус работ никогда прежде не показывался ретроспективно. Среди наиболее ярких образцов живописи эпохи Новой волны будет показана программная работа Шутова 1988 года «Девочки, не хотите холодного? Или Единство муз при установке памятного камня на могиле Казимира Севериновича Малевича в Немчиновке летом 1988 года». Остальные три этажа музея отданы под проекты преимущественно последнего десятилетия, которые весьма условно можно разделить на три перетекающих один в другой блока – минимализм, космос и детская. В первом (минималистском) разделе представлены нетипичные для Шутова, парадоксальные, но очень любимые самим автором проекты, такие как «Свет поднебесный» (2001) – шестнадцатиметровый свиток с одной единственной полосой, обозначающей горизонт. А также – минималистское граффити «01-Горим!» (2005) и проект «Свободу!» (2008), где живущие в клетках японские роботы-рисовальщики по заданной программе рисуют графические композиции, которые художник подписывает собственным именем. Из колючей проволоки старого образца, которая уже сама по себе является раритетом, Шутов создает графичные объекты, изображающие спутники и звезды – символ былого величия и секретности отечественной космической программы («Небесные силы железного города»). Другие небесные силы почти буквально материализуются в проекте «Шестикрылые» (2007). Тема космоса как обетованного внеземного существования будущего развита в масштабном проекте «Apokatastasis Now» (2006), а исследование возможностей левитации продолжено в проекте «Элевация» (2007). Тема игрушек впервые всплывает в проекте «Чужие здесь не ходят» (2000), где припорошенные искрящимся снежком разлапистые елки оживают и начинают двигаться по игровому полю вместо хоккеистов. А детская тема «секретиков» – в проекте «Вершки и корешки» (2001), где в донышке глиняных горшков зритель вдруг видит корни растений и… звездное небо. Тема «маленьких», «обиженных» вещей развита в проекте «Песни мусора» (2004), где появляется и плюшевый медведь из большой медвежьей коллекции художника. Тот же медведь, но с многочисленными увечьями, изображен в серии «Я никого не ем» (1998), которую предлагается интерпретировать через вегетарианство и загадку священного Грааля. А другие мишки выходят на демонстрацию в проекте «Ветераны» (2006), требуя меда, мяса и зимних льгот ЖКХ.
.
На выставке будет представлена большая часть видео-работ Шутова и его мультимедийных инсталляций. Последовательный показ ранних видеоработ будет устроен в формате кинотеатра на первом этаже музея. Будет восстановлена одна из первых интерактивных мультимедийных инсталляций в современном российском искусстве – «Чувственные опыты» (1992). А после рискованного путешествия с видеокамерой в недра московского метрополитена как в лабиринте Минотавра («Вместо Минотавра», 2004) художник подготовил зрителю встречу с настоящими привидениями («Духи», 2004). Наконец, одна из самых сильных работ Шутова – мультимедийная инсталляция «Ковер-гортензия» (2003), где в основу видеоряда положено условно-одноименное стихотворение Александра Введенского. И как ни велика сила трагического искусства (от Введенского в изложении Шутова буквально хочется плакать), ей всегда готово противостоять комическое – проектом «Классик-караоке» (2004), вызывающим почти гомерический хохот. Одновременно с выставкой в издательстве WAM выйдет первый ретроспективный каталог Сергея Шутова.
.
Открытие: 15 декабря
Место проведения: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок, 17
.
Официальный сайт Сергея Шутова:  www.shutovart.ru
.
Теги: выставки в Москве, выставки Москвы, творчество Сергея Шутова

Твитнуть

Назад в раздел
Европейские и восточные выставки, события всего статей: 157 Jaguar представил новый концепт C-X17 на выставке Wallpaper* Handmade в Лондоне Российские выставки, события всего статей: 559 В арт-центре «Ветошный» откроется выставка «Гений да Винчи»
Новая публикация на сайте
В МАММ откроется выставка «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция»
В МАММ откроется выставка «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция»
В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция», рассказывающую о творчестве знаменитого французского фотографа, карикатуриста, писателя и воздухоплавателя Гаспара Феликса Турнашона (1820-1910), известного миру под псевдонимом Надар, а также его сына и преемника – Поля Надара (1856-1939). Выставка создана благодаря архивам французской Медиатеки архитектуры и культурного наследия (Médiathèque de l'architecture et du patrimoine), в которой собрано множество негативов Феликса и Поля Надаров.








!