12.11.2008 / среда – 29.11.2008 / суббота
.
Куратор Олег Климов о выставке: Презумпция невиновности
Можно сказать и так: я был "on-line" свидетелем, когда Ирина Попова снимала эту серию. Я до сих пор помню e-mails, которая она писала в перерывах между съемками из интернет-кафе Петербурга, и помню все ее сомнения, переживания и неуверенность "что делать?"
.
"Просто иди и снимай, не покупай им наркотики, алкоголь и не давай денег...", - единственное, что я мог практически посоветовать "удаленно". Она жила в их квартире и снимала.
.
Когда Ирина впервые опубликовала часть этих фотографий в рамках образовательной программы по фотографии в разделе "документальная фотография", то обрушился шквал критики, прежде всего, против нее лично как человека и фотографа. Ее обвинили в пропаганде "панк-образа-жизни", в прославлении "семьи ублюдков", которые должны сидеть за решеткой, а не быть опубликованными на страницах газет и журналов... Тогда я подумал, что на самом деле сложнее и ужаснее в нашем обществе: "снимать правду" или "показывать правду"?
.
Вывод был очевиден, что никто и никогда не хочет знать, что в нашей стране есть больные, инвалиды, наркоманы, алкоголики... их проблемы - миллионы людей вне "телевизионного социума", их не существует для большинства, независимо от того плохие они или хорошие. Их нет. "Нет человека - нет проблем". И когда кто-то, однажды, нам показывает этих людей существующими или мы сами, случайно, встречаем их на улице, то ведем себя подобно фашистам. При этом, мы почему-то уверенны, что мы лучше, честнее, правильнее, благополучнее и успешнее. Эти иллюзии и приводят нас к отсутствию сострадания, уважения друг друга по признакам человека, а не социальной иерархии. В результате "мы-благополучные" превращаемся в "нас-неблагополучных" и скрываемся в домах-андеграундах, придумывая свою субкультуру и свои правила жизни. Но эти фотографии не про андеграунд, которого как бы не существует, это рассказ про семью, которая является частью нашего общества, следовательно, это история про нас с вами.
.
Я не хочу говорить ни одного оправдательного слова в защиту героев этой серии. Они здесь такие, какие есть на самом деле. Это факт и единственный аргумент в защиту того, что они существуют, живут рядом с нами, имеют детей и весь спектр чувств от любви и ненависти до отчаяния и равнодушия.
.
Здесь представлены далеко не все снимки, не представлены те, которые абсолютно шокируют нашу общепринятую мораль и нравственность. Таким образом, мы стараемся сохранить толерантность в надежде на то, что зрители ответят взаимностью.
.
Единственное, что я хочу сказать - это слова в защиту фотографа Ирины Поповой. У нее действительно присутствует мужество журналиста, которое превратилось почти в атавизм в нашей современной журналистике и фотографии. Мужество и умение говорить то, что увидел, почувствовал и рассказал, но вместе с тем не извращая и не издеваясь над действительностью, которая окружает нас и которую мы не хотим видеть. В этом и заключается ее "презумпция невиновности", которая должна существовать в любом цивилизованном обществе.
Олег Климов, freelance-фотограф NRC*Handelsblad
.
Другая семья
Другая семья для меня – это люди, живущие за гранью социума. У этих людей может не быть дома, работы. Они могут употреблять наркотики, быть ненавистны соседям и их могут не пропускать в театр из-за несоответствующего вида. Однако внутри таких семей по-прежнему царит любовь и трепетное отношение друг к другу – быть может, эти люди в других семьях способны любить по-другому, но это не значит – меньше или хуже. Своих героев Алену и Диму я повстречала летом 2007 года в Коломне. Тогда у них была катастрофическая ситуация – им было негде жить и они были вынуждены держать ребенка в подвале. Через несколько дней я обнаружила их спящими на улице: подвал закрыли. Через несколько месяцев я узнала, что их сына отправили в приют.
.
Ровно через год, в июле 2008 я встретила в том же районе еще одну молодую семью – Лилю и Пашу. Вся их жизнь строилась по законам панк-культуры. Громкая музыка, много друзей и алкоголя. «Вечеринка» продолжалась несколько суток. Лишь маленькая дочь изредка напоминала им о реальной жизни. Будучи даже в невменяемом состоянии, они готовы были заниматься малышкой, называли ее «принцессой» и учили произносить слово «Нан».
Ирина Попова, фотограф
.
ИРИНА ПОПОВА
Тверь – Петербург - Москва
Фотограф с 2004 года
.
Член Союза фотохудожников России
Трижды золотой медалист Дельфийских Игр России и СНГ в номинации «Фотография»
Дважды участник фестиваля «Молодые Фотографы России» в Нижнем Новгороде
Приз Волжского Биеннале 2008 за фотопроект «Дербежки. Деревня на краю света»
Участник международного кино- и фотофестиваля против расизма и ксенофобии «Открой глаза!»
Летом 2007 г участвовала в фотосеминаре С. Максимишина в рамках Международного летнего фотосеминара «Фотография в журнале».
.
В 2008 г стала участников семинаров фонда «Объективная реальность».
.
Сотрудничество с газетой «Час Пик», журналом «Русский репортер», работа в журнале «Огонек».
.
С сентября 2008 года – студентка Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко в группе «Документальная фотография», руководители – И. Меглинская, О. Климов.
.
Открытие выставки 12 ноября, среда, в 18.00
Место проведения: Малый зал Центра по искусству и музыке Библиотеки им. В.В. Маяковского / Невский пр., 20
.
Теги: выставки в Санкт-Петербурге, современная фотография