19.09.2008 / пятница – 19.10.2008 / воскресенье
.
Программа «Москва Актуальная» – это долгосрочный совместный проект Московского музея современного искусства и галереи XL. Цель программы – восполнить пробелы в показах актуального искусства 1970-х и познакомить широкого зрителя с активно работающими русскими звездами рубежа XX-XXI веков. В рамках программы на площадке Музея в Ермолаевском переулке в 2006 году прошли выставки Айдан Салаховой и Виктора Пивоварова, а в 2007 году – ретроспектива Бориса Орлова. Также в 2007 году в рамках программы была представлена огромная ретроспектива Олега Кулика в ЦДХ. В 2009 году планируется проведение больших монографических выставок Владислава Мамышева-Монро и Константина Звездочетова.
.
В международном художественном контексте важнейшее место занимает мультимедийное искусство. Без произведений классиков жанра – Нам Джун Пайка, Гэрри Хилла, Брюса Наумана, Дженни Хольцер, блестящих опытов Джулиана Опи, Тони Оуслера – уже невозможно представить ни одну мало-мальски значимую биеннале или музейную выставку, ни одну международную ярмарку. И художественная среда, и рынок с увлечением включили в свое «тело» мультимедийные работы. Сегодня, в эпоху глобального проникновения новейших информационных и коммуникационных технологий во все сферы повседневной жизни и культуры, новая эстетика формирует очередной виток развития актуального искусства. Это может показаться невероятным, но интерактивным и коммуникационным искусством в России более или менее внятно занимаются только Чернышев–Шульгин–Ефимов, вместе и по отдельности. Точнее, произведения, создаваемые ими – пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического электронного искусства.
.
В последнее время интерес к медийному искусству начинает приобретать в Москве массовый характер. Не только профессионалам, но и коллекционерам, и широкому зрителю удалось преодолеть невидимую черту, мешающую восприятию нового медийного языка. Понадобилось достаточно много времени для того, чтобы последние поняли: границы искусства не кончаются живописью и графикой. Самое интересное – инсталляция, фотография, интерактивность и коммуникация – только начинаются за этой невидимой чертой… Мультимедийный объект, взаимодействующий с окружающей средой – то новое, что позволяет зрителю активно включиться в процесс сотворчества, сделать самый обычный интерьер пульсирующим произведением искусства. Маленькие открытия – что и компьютер может стать певцом, а телевизор превратиться в магическое зеркало, к тому же содержащее критическое высказывание, – способны не только превратить зрителя в ребенка, вовлеченного в предложенную художниками игру, но и заставить задуматься о проблемах современного мира, вовлеченного в технологическую гонку. Выставка Чернышева–Шульгина–Ефимова – это не только и не столько ретроспективный отчет за последние десять лет. Это замечательный способ актуализировать проблему, порассуждать и о границах восприятия искусства, и о самом предмете искусства, и о зрителе – как объекте и субъекте художественного высказывания.
Елена Селина
.
***
.
Выставка «КРИТИ-ПОП» – это три художника, два творческих коллектива, сорок работ и множество тем (критика масс-медиа, информационная перегрузка, реконструкция идентичности, цифровая поп-культура, интерактивный интерфейс, креативный капитализм, корпоративная психоделика, коммерческий протест, информационное оружие, осцилляция дискурсов, поэзия биржевых сводок и новостных каналов, эстетика передачи данных, science art, no-brain art, киберпанк-рок, техно-нарциссизм в режиме реального времени, сбой системы, пост-капиталистический fun, критический эксгибиционизм, пространственно-временная дисторсия, сделано в Китае, data trash, деконструкция телевидения, веб-энтропия, психоделическая электроника, тотальная виртуальность, генная поп-инженерия, виртуализация тела, инфо-скульптура, мета-телевидение), связанных с тотальным проникновением информационных технологий в культуру и повседневную жизнь. «КРИТИ-ПОП» (Criti-Pop) – необычная выставка, соединяющая присущие интерактивным работам развлекательность и игровой элемент с критическим характером и разнообразием поднимаемых тем.
.
Интерактивные инсталляции Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева, работавших вместе с 1996 по 2005 годы, вводят нас в абсурдный мир, в котором смешиваются культурные клише, человеческие органы, научные концепции, герои массовой культуры и новые технологии. Художники визуализируют расхожие представления о возможностях современной науки, рвущейся из привычных границ этики. В сфере их исследований – генная инженерия, статистическое моделирование процессов, компьютерные игры, робототехника, виртуализация телесности. Зритель становится героем произведения – коллегой безумного ученого, моделирующего ДНК, создателем трехмерных аватаров, победителем восставших роботов или самим терминатором, охотящимся за художниками. В своих медиа-инсталляциях они остроумно обыгрывают обыденные представления о техногенных ужасах развития пост-гуманистического общества.
.
Арт-коллектив Electroboutique (Аристарх Чернышев + Алексей Шульгин, с 2003 года) производит критическое искусство, облаченное в современные технологические формы. Electroboutique позиционирует свои device-art объекты как эксклюзивные малотиражные продукты и, по сути, является уникальной компанией, объединяющей художников, разработчиков электроники, программистов, дизайнеров. Используя приемы, почерпнутые из социальной психологии и теории восприятия, художники транслируют критический месседж напрямую в подсознание зрителя, одновременно развлекая его яркими цветами и броскими формами своих произведений. Критика капитализма в работах Electroboutique парадоксальным образом материализована в виде коммерческих продуктов, занимающих свою рыночную нишу.
.
В своих сольных проектах Аристарх Чернышев обращается к поэтике и визуальности информационных потоков: интернет-новостей, телеканалов, биржевых сводок. Его критически заостренные объекты и инсталляции исполнены в фантастически-пластических формах, отсылающих зрителя к современным тенденциям мирового дизайна. Алексей Шульгин, помимо работ в составе Electroboutique, представлен на выставке своими индивидуальными проектами, переосмысляющими нашу зависимость от технологии и предлагающими варианты творческого освобождения. Один из исторических экспонатов – состоящая из допотопного компьютера легендарная рок-группа 386 DX, исполняющая неувядающие хиты англо-американского и русского рока.
.
Организаторы:
Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
Галерея XL
при поддержке Фонда «Современный город»
.
Куратор программы – Елена Селина
.
Место проведения: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок, 17, этажи 2-5
Открытие: 18 сентября в 19:00
.
Теги: выставки в Москве, современное искусство, выставки в московском Музее современного искусства