Алехандро Аравена (Alejandro Aravena) рассказывает о процессе создания своего нового приспособления для отдыха человека…

Когда я подумал, что стул не может быть проще, чем это…(рис.1) Я увидел это… (рис.2)

.

.

У меня возникло всего три мысли по поводу сидения, которым этому индейцу племени Айорео служит тряпичный ремень, обмотанный вокруг коленей и спины:

во-первых, этот человек не может позволить себе что-либо, кроме этого куска ветоши, используемого в качестве приспособления для сидения. В этой ситуации большое значение приобретает знание, как обойтись столь скромными средствами;

во-вторых, этот человек кочевник, поэтому любой другой стул, даже если бы у него было достаточно денег, представлял бы весьма сомнительную ценность. Дизайн должен полностью соответствовать образу жизни;

в-третьих, эта полоска ткани представляет собой абсолютную грань, после которой существительное (стул) становится глаголом (сидеть). В этом выражается несводимость (несократимость) дизайна.

Таковы отличительные качества этого «стула», созданного индейцами Айорео в Парагвае: отправная точка для приспособления под названием «Без-Стула» /Chairless.

.

.

Для времени, в котором мы живем, вполне оправдано иметь под рукой экономичный стул. Наше время предъявляет требования высоко систематичного производства: вещь должна быть доступна, и в то же время долговечна – не для разового применения. При создании такого стула используются новейшие материалы, а само производство отличается тщательностью и одновременно концептуальной лаконичностью. Таким образом, в основе экономичности нашего стула лежит не снижение качества или уменьшение затрат, но скорее определение наиболее радикальным образом, что является принципиально необходимым для его создания.

.

Кому-то может показаться, что эта радикальная простота достигается очищением объекта, пока он не станет своего рода примитивным инструментом, который помогает телу осуществлять простейшее действие: сидеть.

.

Я вижу это по-другому: отправной точкой для сидения Айорео и, следовательно, для приспособления «Без-Стула»/Chairless является само человеческое тело. Значит, помимо выхолощенного объекта, стул – это еще и усовершенствованное тело.

.

Подумайте о желании попить воды; в этом состоянии мы инстинктивно прижимаем ладони друг к другу, образуя подобие чаши. Люди делали так до появления первой вазы или чашки. Когда мы хотим увидеть нечто на дальнем расстоянии, мы обычно прикладываем руку к бровям, чтобы глаза были затенены - мы создаем своего рода солнцезащитный козырек. Люди начали поступать так до появления шляп.

.

.

Когда мы сидим на земле, мы интуитивно обхватываем колени руками, чтобы сохранить устойчивость тела. Приспособление «Без-Стула»/Chairless выполняет эту же функцию, освобождая ниши руки. По сути, «Без-Стула»/Chairless - это ремень, который обернут вокруг спины и ног, удерживая их вместе так, как обычно это делают наши руки. Это не только позволяет телу дольше оставаться в такой позиции (руки обычно быстро устают, удерживая ноги), но также освобождает руки, позволяя поесть, попить, написать текст, послать смс или сделать телефонный звонок. На самом деле, чем больше устают ваши ноги, тем больше раздвигаются колени и, следовательно, они подтягивают спину; ремень превращает проблему (появление усталости) в решение (сидение в более удобной позе).

.

Очевидно, что многие вещи эволюционировали с начала времен, и что прогресс проявляет себя в нашей жизни через потребности и желания, лишенные первоначальной простоты. Но также верно и то, что многие вещи и потребности (я бы назвал их атавистичными) не очень изменились со времен наших пращуров, и могут быть удовлетворены очень простым способом, наглядный пример которого – удобное приспособление для сидения на земле.

.

«Без-Стула»/Chairless может пригодиться, когда вы собираетесь перекусить в парке, устроить пикник на свежем воздухе, когда вам приходится ждать в аэропорту, или вы хотите посидеть во время концерта. Он заменит вам стену, на которую можно опереться и передохнуть во время ожидания в очереди, или если в поезде нет свободного места.

.

Приспособление «Без-стула»/Chairless представляет собой промышленную версию ремня индейцев Айорео. Для его производства используются материалы, которые компания Vitra уже широко применяет для создания другой мебели, к примеру, нити для укрепления кресел или остатки кожи, используемой для других объектов. Мы добавили небольшую резинку, благодаря которой он легко помещается в сумку или карман. Мы также избавились от материала в том месте, где он был совершенно излишним (между коленями). Помимо высвобождения ваших рук, он делает очевидным силу, благодаря которой возможно само существование такого сидения: натяжение. Фактически, давление, или функцию поддержки веса, которую обычно приходится выполнять стулу, теперь берет на себя земля. В конце концов, пол – это самый большой и приспособляемый предмет мебели. «Без-Стула»/Chairless - это небольшая и одновременно совершенная форма поддержки, которая нужна нашему телу, чтобы сидеть, а не лежать.



Назад в раздел
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Пьер Полен (Pierre Paulin) – дизайнер Елисейского дворца Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 Алехандро Аравена о процессе создания «Chairless»
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Сeccotti Collezioni – “Made in Italy” Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Графический дизайн
Новая публикация на сайте
К новому театральному сезону Сергей Безруков поставил детективный спектакль «Приключения Фандорина»
К новому театральному сезону Сергей Безруков поставил детективный спектакль «Приключения Фандорина»
23 и 24 сентября на сцене Московского Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля «Приключения Фандорина». Это совместный проект Фонда Сергея Безрукова и Московского Губернского театра, художественный руководитель постановки – Сергей Безруков, режиссер - Татьяна Вдовиченко. В основе спектакля – роман Бориса Акунина «Левиафан», третья книга из знаменитой серии исторических детективов об Эрасте Фандорине.




.