Алехандро Аравена (Alejandro Aravena) рассказывает о процессе создания своего нового приспособления для отдыха человека…

Когда я подумал, что стул не может быть проще, чем это…(рис.1) Я увидел это… (рис.2)

.

.

У меня возникло всего три мысли по поводу сидения, которым этому индейцу племени Айорео служит тряпичный ремень, обмотанный вокруг коленей и спины:

во-первых, этот человек не может позволить себе что-либо, кроме этого куска ветоши, используемого в качестве приспособления для сидения. В этой ситуации большое значение приобретает знание, как обойтись столь скромными средствами;

во-вторых, этот человек кочевник, поэтому любой другой стул, даже если бы у него было достаточно денег, представлял бы весьма сомнительную ценность. Дизайн должен полностью соответствовать образу жизни;

в-третьих, эта полоска ткани представляет собой абсолютную грань, после которой существительное (стул) становится глаголом (сидеть). В этом выражается несводимость (несократимость) дизайна.

Таковы отличительные качества этого «стула», созданного индейцами Айорео в Парагвае: отправная точка для приспособления под названием «Без-Стула» /Chairless.

.

.

Для времени, в котором мы живем, вполне оправдано иметь под рукой экономичный стул. Наше время предъявляет требования высоко систематичного производства: вещь должна быть доступна, и в то же время долговечна – не для разового применения. При создании такого стула используются новейшие материалы, а само производство отличается тщательностью и одновременно концептуальной лаконичностью. Таким образом, в основе экономичности нашего стула лежит не снижение качества или уменьшение затрат, но скорее определение наиболее радикальным образом, что является принципиально необходимым для его создания.

.

Кому-то может показаться, что эта радикальная простота достигается очищением объекта, пока он не станет своего рода примитивным инструментом, который помогает телу осуществлять простейшее действие: сидеть.

.

Я вижу это по-другому: отправной точкой для сидения Айорео и, следовательно, для приспособления «Без-Стула»/Chairless является само человеческое тело. Значит, помимо выхолощенного объекта, стул – это еще и усовершенствованное тело.

.

Подумайте о желании попить воды; в этом состоянии мы инстинктивно прижимаем ладони друг к другу, образуя подобие чаши. Люди делали так до появления первой вазы или чашки. Когда мы хотим увидеть нечто на дальнем расстоянии, мы обычно прикладываем руку к бровям, чтобы глаза были затенены - мы создаем своего рода солнцезащитный козырек. Люди начали поступать так до появления шляп.

.

.

Когда мы сидим на земле, мы интуитивно обхватываем колени руками, чтобы сохранить устойчивость тела. Приспособление «Без-Стула»/Chairless выполняет эту же функцию, освобождая ниши руки. По сути, «Без-Стула»/Chairless - это ремень, который обернут вокруг спины и ног, удерживая их вместе так, как обычно это делают наши руки. Это не только позволяет телу дольше оставаться в такой позиции (руки обычно быстро устают, удерживая ноги), но также освобождает руки, позволяя поесть, попить, написать текст, послать смс или сделать телефонный звонок. На самом деле, чем больше устают ваши ноги, тем больше раздвигаются колени и, следовательно, они подтягивают спину; ремень превращает проблему (появление усталости) в решение (сидение в более удобной позе).

.

Очевидно, что многие вещи эволюционировали с начала времен, и что прогресс проявляет себя в нашей жизни через потребности и желания, лишенные первоначальной простоты. Но также верно и то, что многие вещи и потребности (я бы назвал их атавистичными) не очень изменились со времен наших пращуров, и могут быть удовлетворены очень простым способом, наглядный пример которого – удобное приспособление для сидения на земле.

.

«Без-Стула»/Chairless может пригодиться, когда вы собираетесь перекусить в парке, устроить пикник на свежем воздухе, когда вам приходится ждать в аэропорту, или вы хотите посидеть во время концерта. Он заменит вам стену, на которую можно опереться и передохнуть во время ожидания в очереди, или если в поезде нет свободного места.

.

Приспособление «Без-стула»/Chairless представляет собой промышленную версию ремня индейцев Айорео. Для его производства используются материалы, которые компания Vitra уже широко применяет для создания другой мебели, к примеру, нити для укрепления кресел или остатки кожи, используемой для других объектов. Мы добавили небольшую резинку, благодаря которой он легко помещается в сумку или карман. Мы также избавились от материала в том месте, где он был совершенно излишним (между коленями). Помимо высвобождения ваших рук, он делает очевидным силу, благодаря которой возможно само существование такого сидения: натяжение. Фактически, давление, или функцию поддержки веса, которую обычно приходится выполнять стулу, теперь берет на себя земля. В конце концов, пол – это самый большой и приспособляемый предмет мебели. «Без-Стула»/Chairless - это небольшая и одновременно совершенная форма поддержки, которая нужна нашему телу, чтобы сидеть, а не лежать.



Назад в раздел
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Ееро Арнио (Eero Aarnio) – инновационный скандинавский дизайнер Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 Беседа VITRA с дизайнером интерьеров Севил Пич (Sevil Peach)
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Vitra Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Коммуникативный дизайн
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.



.