Да будет свет!


Италия…. Как много мелодии в этих звуках для любого человека. Имена ее городов, деревень, мостов и туннелей трудно считать географическими наименованиями, это как слова песни на карте страны...


Флоренция, Неаполь, Таормина, Сорренто - можно перечислять бесконечно, и каждое из этих имен (не названий!) тревожит душу и беспокоит сердце. В этой стране не могут жить скучные и практичные люди, это земля романтиков, музыкантов, художников и конечно дизайнеров. Недаром итальянцы всегда были основоположниками самых передовых тенденций моды и дизайна. Итальянские модельные дома одежды, мебели, ювелирных украшений, предметов роскоши создают те идеи, и задают тот тон современной жизни, которому потом следует весь мир.


В суровые средние века, когда Европой правили религиозные догмы, а инквизиция сжигала на кострах недовольных, итальянские художники, архитекторы и скульпторы своими произведениями совершили бескровную революцию в умах тогдашних европейцев, названную историками эпохой Возрождения. Казалось бы, в современном мире, в век мировой экономики и всевозрастающего ассортимента товаров нам чуждо закостенелое мышление европейцев средних веков, но нет. Условия современной глобализации жестоки и суровы, каждый продукт, произведенный транснациональными компаниями, навязывает единый стандарт потребления.


Особенно эта тенденция прослеживается на примере тех предметов, которые окружают нас каждый день. В погоне за эргономикой производители телевизоров превратили их в одинаковых серебристо-черных близнецов, а гипсокартонно-шелкографный евроремонт освещают по периметру точечные светильники и скучные белые шарики в центре, недалеко шагнувшие от «лампочки Ильича». Тема освещения всегда была крайне актуальной, а сейчас при огромном выборе строительных материалов и технологий, она стала наиболее важной в любом дизайн-проекте от квартиры обывателя до шикарного офиса и огромного торгово-выставочного центра.


Свет – противоречивое и уникальное явление в дизайне. С одной стороны он в значительной степени зависит от технологии, с другой – предоставляет дизайнерам больше творческой свободы, чем, к примеру, мебель. К шкафам и стульям предъявляются совершенно определенные требования, а под потолок можно повесить все что захочется, лишь бы светило.


В последние годы дизайнеры-света разрывались между двумя противоположными концепциями. Одни были сторонниками технологий, сводя форму к минимуму. Другие работали с формой и брали в основу своих работ классические образцы. Адепты этих противоречивых течений создали в Италии множество дизайн-бюро, фабрик, фирм производящих источники самого разнообразного света. Лидером именно «дизайнерского» света является компания Flos, созданная еще в 1962 году. Один из ее основателей - Артур Эйзенккейль в далеком 1959 году начал импортировать из Соединенных Штатов перспективный синтетический материал “cocoon”, производившийся в виде спрея и застывающий на воздухе. Спрос на новинку был невелик, и Артур активно искал возможности для применения этого нового материала. В итоге этому вездесущему новатору удалось объединить свои усилия с Дино Гавина и Чезаре Кассина, и основать компанию, которая теперь известна всему миру как Flos.


В 1974 компания Flos приобрела Arteluce – одну из самых успешных компаний в секторе промышленного дизайна, что позволило выйти на рынок промышленного света. С момента основания компания сделала ставку на разнообразие форм и качество продукции. Множество светильников, ставших произведениями современного искусства, были созданы компанией в сотрудничестве с известными мастерами от дизайна. Они заслуженно получали награды самых престижных конкурсов, включались в коллекции и собрания музеев во всем мире.


Так революционная лампа Parentesi, разработанная Акилле Кастильони и Пио Манцу, представляет собой тонкую нить, натянутую между полом и потолком. Это произведение получило награду Compasso d’Oro в 1979 году.


80-е годы были временем смелых экспериментов, когда вопросы эргономики мало кого беспокоили, в это время компания Flos начинает свое сотрудничество с гуру дизайна Филиппом Старком. Первым результатом совместного сотрудничества стал светильник Ara, за ним последовал маленький светильник Miss Sissi (1991 год) из цветного стекла, который стал одним из самых коммерчески успешных проектов компании Flos. Кроме таких маститых специалистов как Филипп Старк и Акилле Кастильони, Flos всегда привлекала и раскрывала новые таланты в мире дизайна, чтобы сохранить первенство в области инноваций.


В 1998 году Flos начала производство серии Glo-ball от Жаспера Моррисона , главным достоинством которой стала опаловая сфера, комбинируемая с различными видами держателей. А на последней выставке Euroluce, которая проходит раз в два года в Милане, компания Flos показала множество ламп с «двойным дном». Так сферическая модель Once, созданная Пьеро Лиссони, состоит из метталического каркаса, на который намотаны полупрозрачные волокна. А простейший на первый план плафон лампы Skygarden, изнутри покрыт лепным узором. Автор этого произведения Марсель Вандерс рассказывает, что идею ему подарил потолок в его доме. В старой квартире дизайнера был очень красивый лепной плафон, особенно эффектно выглядящий при включенном свете. Он любил его разглядывать, и ласково называл «мой небесный сад». Теперь его цветочным узором могут наслаждаться все желающие.


К огромному сожалению, приходиться признавать, что не все желающие могут украсить свой дом творениями компании Flos, тем более ценно стремление людей к совершенствованию своего быта, получению новых эмоций и впечатлений. Надо идти вперед, к свету, и самое малое, что можно сделать, это изменить свою монотонную и скучную жизнь и поехать на недельку в Италию, на родину Микеланджело, Рафаэля и компании Flos.


Автор: Иван Власенко



Назад в раздел
Биографии дизайнеров всего статей: 34 Патрик Норге (Patrick Norguet) Интервью с ведущими дизайнерами и художниками всего статей: 10 Алехандро Аравена о процессе создания «Chairless»
Истории создания дизайнерских компаний всего статей: 15 Calligaris Ссылки на дизайнерские ресурсы всего статей: 3 Промышленный дизайн
Новая публикация на сайте
Яркие краски зимнего сезона Mascotte 2017-2018
Яркие краски зимнего сезона Mascotte 2017-2018
Фантазийные текстуры, насыщенные оттенки и роскошная фурнитура – Mascotte представляет зимнюю коллекцию обуви и сумок сезона 2017/18.



.