Культурные проекты Dornbracht: “Беседы Dornbracht” в Музее Людвига в Кёльне
.
15 сентября 2008 года.
Изерлон/Кёльн

.
15 сентября 2008 г. в кинозале Музея Людвига в Кельне компания Dornbracht провела свое второе событие в рамках проекта Dornbracht Conversations - круглый стол на тему «IS DESIGN ART, IS ART DESIGN?» (Дизайн – это искусство? А искусство - это дизайн?).
.
Участники дискуссионного форума ответили на вопрос вечера анонимным “нет”, хотя определения и перспективы, связанные с “почему” и “как” сильно различались. Таким образом, вторая сессия “Бесед Dornbracht” предложила публике занимательную точку зрения на связи, а также четкие различия между такими дисциплинами, как искусство и дизайн. Dornbracht, на этот раз совместно с Обществом современного искусства (Gesellschaft für Moderne Kunst), провел свои “Беседы” в Музее Людвига в Кёльне, где с 28 июня по 21 сентября 2008 года проходила выставка “Das-kein-Henne-Ei-Problem” (Проблема-не-курицы-с-яйцом) Тобиаса Ребергера (Tobias Rehberger), спонсором которой и выступила компания Dornbracht.
.
Художник Тобиас Ребергер также был одним из участников круглого стола. Ребергер – скульптор и в настоящее время ректор Академии графических искусств (Hochschule für Bildende Künste); его работы представлены во всех мировых музеях первого ранга. К участию в форуме также удалось привлечь самого успешного современного немецкого промышленного дизайнера Константина Грчича (Konstantin Grcic). Многие из его объектов были отмечены самыми престижными наградами в мире дизайна и стали частью постоянных коллекций ведущих музеев дизайна (например, Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке). Пространство между дизайном и искусством было заполнено Майком Мейре (Mike Meiré) – широко признанные проекты Мейре постоянно держат держат его в промежуточном состоянии между арт-директором, дизайнером и художником. В качестве одного примера таких проектов: Мейре работал с Dornbracht над созданием серии культурных проектов “Statements” и “Edges”, в рамках которых им были разработаны проекты “Farm Project” (Ферма) и “E-R-S” (Система-восстановления-энергии). В форуме также участвовал Харальд Фалкенберг (Harald Falckenberg), один из крупнейших коллекционеров современного искусства в Германии. Роль модератора была отведена Кате Боден (Katia Baudin), с мая 2008 года исполняющей обязанности директора Музея Людвига. В настоящий момент она работает над своей диссертацией по преодолению границы между искусством и дизайном.
.
После короткого приветственного слова Каспера Кёнига (Kasper König), директора Музея Людвига, и генерального директора Dornbracht Андреаса Дорнбрахта (Andreas Dornbracht) Катя Боден сразу же обратилась к главной теме, определив ее актуальность и осветив текущие выставки в Европе, а также работу в этом направлении со средствами массовой информации. Она начала дискуссию вопросом: “Где Вы видите границу между искусством и дизайном, Константин Грчич и Тобиас Ребергер?”
.
“Мне кажется, - начал Тобиас Ребергер, - это довольно просто, потому что для меня дизайн, как искусство, является всего лишь вопросом точки зрения. У каждой вещи, в зависимости от параметров ее использования, есть цель, или же ее нет. Я не думаю, что существует какая-то разница, которую необходимо определять извне. Это в большей степени касается того, как с ней обращаются. Она либо хороша как предмет искусства или как дизайн-объект. Слияния или растворения одного в другом для меня не существует”.
.
“Я считаю, что именно точка зрения и определяет разницу, - продолжил Константин Грчич. – Хотя я не считаю, что точка зрения на этот объект в процессе его создания: какова моя точка зрения, моя мотивация как созидателя? Хочу ли я разработать промышленный проект или создать произведение искусства? И то, и другое может привести к одному конечному результату, но иметь абсолютно разные коннотации. В творческом процессе существует еще более важное различие между искусством и дизайном: дизайнеры работают в контексте производства для определенного рынка с заранее определенной задачей в заданных рамках. Которые абсолютно необходимы для выполнения работы. Подобные “дополнительные условия”, в принципе, не существуют”.
.
Модератор Катя Боден ухватилась за обсуждение как за возможность четко разделить две дисциплины, в этот момент возник вопрос об авторском праве как отличительном элементе в этом дискурсе. “В дизайне, - сказал Грчич, - вопрос об авторстве более важен, чем в искусстве. Никто не посмеет заимствовать у другого”. Для Харальда Фалкенберга важно, что именно авторство и является отличием между искусством и дизайном. “Искусство, - сказал по этому поводу Фалкенберг, - самостоятельно, дизайн – это работа по заданию. И именно в этой форме так называемого “дизайнерского искусства” в настоящее время происходит переход от чистого дизайна к искусству. Именно в этом дизайн пытается стать столь же самостоятельным. Я против этого”.
.
Майк Мейре, напротив, придерживается более компромиссной точки зрения, не только в рамках этой дискуссии или в разделении дизайна и искусства, но также и во всех прочих дисциплинах. Он никогда не стремился быть только дизайнером, только художником или только арт-директором. Его всегда интересовал лишь сам предмет, который мог в определенный момент превратиться в журнал, или в каркас чего-либо, или в инсталляцию типа проекта “Ферма”. Взаимосвязанность дисциплин всегда была данностью. “И сегодня, - продолжает Мейре, - это феномен, который мы наблюдаем везде, вещи перетекают из одной в другую, образуя точки пересечения. Дизайн и искусство стали факторами, определяющими стиль жизни, и, мне кажется, достаточно увлекательно прочувствовать DJ-культуру и опробовать на вкус дизайн и искусство. Для меня эти дисциплины равноценны”.
.
Основываясь на объяснении Майка Мейре об отсутствии определяющей формы образования дизайнера или художника, Катя Боден пришла к одному из своих центральных тезисов о том, что крайне важно, чтобы во время образовательного процесса у человека сформировалось четкое представление о себе как о художнике или дизайнере. По ее мнению, дисциплинарная открытость Мейре только подстверждает верность этого тезиса, как и то, что потом сказали Тобиас Ребергер и Константин Грчич. По словам Ребергера, образование было для него укрытием: “… не было ни правильного, ни неправильного. Но в той же мере не было никакой гарантии, что в конечном итоге я стану художником. Никто не может научиться искусству”. Напротив, Грчич отметил, “что обучение дизайнеров происходит в более техничной манере”: “дизайн-объекты намного более просто поддаются измерению, чем произведения искусства: для кого вы делаете вещь, так ли она работает, из какого материала она сделана, какова ее структура”. В какой-то момент человек отрывается от этих основ и начинает создавать оригинальные дизайнерские вещи. Но вы никогда не поспорите с тем. Как должен создаваться стул. В этом смысле образование играет очень важную роль в формировании дизайнера.
.
Согласно Боден, кажется что, в современном всеобъемлющем понятии “дизайнерского искусства” и огромной выставочной культуре в сфере дизайна, многим хотелось бы, чтобы понятие идентичности пропало. Но достаточно ли одной выставочной культуры для того, чтобы трансформировать дизайн в искусство?
.
Константин Грчич отвечает четким “нет”. “Дизайн не становится искусством просто потому, что его показывают на выставках. Любая выставка это только платформа, немного отличающаяся от шоу-рума. Дизайн останется дизайном. И эти уникальные в своем роде объекты, которые стали такими значимыми сегодня и которые приносят невероятную прибыль, всегда были повсюду, но для испытания осуществимости, чтобы что-то испробовать или для того, чтобы развить концепцию продукта. Теперь эти единственные в своем роде объекты, отделившиеся от рынка и больше не являющиеся самими собой, используются лишь для привлечения прибыли. Как мне кажется, это плохое развитие”.
.
После открытия дискуссионной сессии были высказаны довольно интересные мнения. Так, на вопрос, заданный Харальдом Фалкенбергом и Тобиасом Ребергером: “Может ли искусство быть удобным?”, был дан анонимный ответ “нет”. Дизайну, тем не менее, это совершенного дозволено. Или мнение о том,, что всегда были те, кто стирает границы, настаивая на том, что искусство и дизайн обладают равными полномочиями по созданию работ высокого качества, и что у этой дискуссии есть богатая история, которая должна быть освещена, например реди-мейды Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). Французский художник извлек предметы повседневного использования из их контекста и провозгласил их предметами искусства.

Часть № 2. Продолжение.


Назад в раздел
Европейские и восточные выставки, события всего статей: 186 Платформа curator19.90 представляет выставку URBAN DAWN Премьера! всего статей: 44 В Москве и Санкт-Петербурге пройдет официальная премьера фильма adidas Claim Freedom: захватывающие приключения на грани возможного
Российские выставки, события всего статей: 858 VIII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010»
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.



.