Широ Курамата (1934–1991) – наиболее успешный дизайнер Японии и один из самых значительных дизайнеров XX века. Его уникальный подход основан на комбинации традиционной эстетики японской культуры с постмодернистскими принципами западного дизайна. Выставка «Дизайн как поэзия» объединила в себе объекты, рисунки и интерьеры, над которыми работал Курамата, и предлагает окунуться в мир идей выдающегося дизайнера, покинувшего мир на пике своей карьеры. 

Творческий путь Кураматы совпал с быстрым послевоенным расцветом японской экономики. Он начал свою дизайнерскую карьеру в 1960-х, разрабатывая дизайн интерьеров для ресторанов и магазинов, и в скором времени приступил к созданию мебели и предметов повседневного обихода, которые несли на себе отпечаток поэтичности и высокого искусства. 

Многие проекты Широ Кураматы тесно связаны не только с минимализмом, присущим японской культуре, но и с глобальными тенденциями дизайна той эпохи, в которую жил Курамата. В 1981 году, когда образовалось важнейшее движение в постмодернистском дизайне – группа "Мемфис" (представители которой играли с цветом и геометрией форм) – Курамата сразу стал его участником. Позже Курамата стал называть основателя этого движения Этторе Соттсасса своим «мэтром-наставником» и всю жизнь поддерживал с ним дружеские отношения. Влияние Мемфисского движения можно проследить в таких работах Кураматы, как стол «Киото» (1983) или сюрреалистический зонт «F.1.86» (1987): иногда кажется, что эти проекты отрицают гравитацию. Для модельера и дизайнера Иссей Мияке, еще одного своего близкого друга, Курамата разработал несколько объектов и интерьеров, которые использованы в международной сети магазинов, принадлежащих Issey Miyake. 


По словам Курамата, многие его дизайнерские идеи вдохновлены сновидениями и детскими воспоминаниями. Этот особый тип вдохновения можно проследить в рисунках Курамата, на которых изображены деревья, растущие из витрин, бесконечные лестницы с бесчисленным количеством ступенек, мебель, превращающаяся в дома и сюрреалистические небоскребы. Быстрые линии, переплетающиеся орнаменты и разлетающиеся частицы, благодаря, на первый взгляд, случайным сочетаниям, образуют собой форму стула или стола. Курамата всегда испытывал особый интерес к новым материалам, зачастую работая над своими проектами совместно с производственными специалистами и технологическими экспертами, что служило отличным дополнением художественного подхода к дизайну. 

Таким образом, был спроектирован «Стеклянный стул» (1976) с помощью инновационного композитного материала, а при разработке проектов «Как высоко Луна» (1986) и «Мисс Бланш» дизайнер прибегнул к таким необычным для того времени материалам, как акриловое стекло и полые металлические конструкции. 

Поэтические названия работ Курамата зачастую навеяны известными джазовыми стандартами (композициями, составляющими важнейшую часть джазового канона) и подчеркивают суггестивный и повествовательный характер его работ. С помощью своего фирменного коктейля из поэзии и прагматизма, японского минимализма и западной промышленной эстетики Курамата постоянно расширял границы функциональности и зачастую весьма неожиданным образом интерпретировал основные аспекты дизайна, такие, как материальность, гравитация и компактность. 

На выставке представлены работы, иллюстрирующие значительный вклад Кураматы в современный дизайн Японии и дающие ответ на вопрос о том, почему современные дизайнеры – от Токуджина Йошиоки до Droog Design – продолжают черпать вдохновение в творчестве Широ Курамата.

Выставка работает до 12 января 2014 года. 


Назад в раздел
Европейские и восточные выставки, события всего статей: 186 Выставка Design for Life журнала ELLE Decor Italia Премьера! всего статей: 46 Закрытый показ фильма Джима Джармуша «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» в Audi City Moscow
Российские выставки, события всего статей: 872 В галерее LUMAS состоялось открытие выставки испанского фотохудожника Пеп Вентозы
Новая публикация на сайте
«Campo Viejo: Streets of Color» – встреча двух культур  в специальном проекте Campo Viejo и III Биеннале искусства  уличной волны АРТМОССФЕРА
«Campo Viejo: Streets of Color» – встреча двух культур в специальном проекте Campo Viejo и III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА
7 ноября в Электротеатре Станиславский состоялась премьера специального проекта «Campo Viejo: Streets of Color», созданного в рамках III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА. На один вечер фойе Электротеатра преобразилось в живую испанскую улицу, полную ярких красок: вниманию гостей были представлены выставка-коллаборация испанского уличного художника Тритмана (3ttman) и молодого представителя российской стрит-арт сцены Евгения Мулука, а также танцевальный перформанс и винная дегустация в сопровождении аутентичных тапас-сетов.



.