12.11.2008 / среда – 29.11.2008 / суббота

.

Куратор Олег Климов о выставке: Презумпция невиновности

Можно сказать и так: я был "on-line" свидетелем, когда Ирина Попова снимала эту серию. Я до сих пор помню e-mails, которая она писала в перерывах между съемками из интернет-кафе Петербурга, и помню все ее сомнения, переживания и неуверенность "что делать?"

.

"Просто иди и снимай, не покупай им наркотики, алкоголь и не давай денег...", - единственное, что я мог практически посоветовать "удаленно". Она жила в их квартире и снимала.

.

Когда Ирина впервые опубликовала часть этих фотографий в рамках образовательной программы по фотографии в разделе "документальная фотография", то обрушился шквал критики, прежде всего, против нее лично как человека и фотографа. Ее обвинили в пропаганде "панк-образа-жизни", в прославлении "семьи ублюдков", которые должны сидеть за решеткой, а не быть опубликованными на страницах газет и журналов... Тогда я подумал, что на самом деле сложнее и ужаснее в нашем обществе: "снимать правду" или "показывать правду"?

.

Вывод был очевиден, что никто и никогда не хочет знать, что в нашей стране есть больные, инвалиды, наркоманы, алкоголики... их проблемы - миллионы людей вне "телевизионного социума", их не существует для большинства, независимо от того плохие они или хорошие. Их нет. "Нет человека - нет проблем". И когда кто-то, однажды, нам показывает этих людей существующими или мы сами, случайно, встречаем их на улице, то ведем себя подобно фашистам. При этом, мы почему-то уверенны, что мы лучше, честнее, правильнее, благополучнее и успешнее. Эти иллюзии и приводят нас к отсутствию сострадания, уважения друг друга по признакам человека, а не социальной иерархии. В результате "мы-благополучные" превращаемся в "нас-неблагополучных" и скрываемся в домах-андеграундах, придумывая свою субкультуру и свои правила жизни. Но эти фотографии не про андеграунд, которого как бы не существует, это рассказ про семью, которая является частью нашего общества, следовательно, это история про нас с вами.

.

Я не хочу говорить ни одного оправдательного слова в защиту героев этой серии. Они здесь такие, какие есть на самом деле. Это факт и единственный аргумент в защиту того, что они существуют, живут рядом с нами, имеют детей и весь спектр чувств от любви и ненависти до отчаяния и равнодушия.

.

Здесь представлены далеко не все снимки, не представлены те, которые абсолютно шокируют нашу общепринятую мораль и нравственность. Таким образом, мы стараемся сохранить толерантность в надежде на то, что зрители ответят взаимностью.

.

Единственное, что я хочу сказать - это слова в защиту фотографа Ирины Поповой. У нее действительно присутствует мужество журналиста, которое превратилось почти в атавизм в нашей современной журналистике и фотографии. Мужество и умение говорить то, что увидел, почувствовал и рассказал, но вместе с тем не извращая и не издеваясь над действительностью, которая окружает нас и которую мы не хотим видеть. В этом и заключается ее "презумпция невиновности", которая должна существовать в любом цивилизованном обществе.

Олег Климов, freelance-фотограф NRC*Handelsblad

.

Другая семья

Другая семья для меня – это люди, живущие за гранью социума. У этих людей может не быть дома, работы. Они могут употреблять наркотики, быть ненавистны соседям и их могут не пропускать в театр из-за несоответствующего вида. Однако внутри таких семей по-прежнему царит любовь и трепетное отношение друг к другу – быть может, эти люди в других семьях способны любить по-другому, но это не значит – меньше или хуже. Своих героев Алену и Диму я повстречала летом 2007 года в Коломне. Тогда у них была катастрофическая ситуация – им было негде жить и они были вынуждены держать ребенка в подвале. Через несколько дней я обнаружила их спящими на улице: подвал закрыли. Через несколько месяцев я узнала, что их сына отправили в приют.

.

Ровно через год, в июле 2008 я встретила в том же районе еще одну молодую семью – Лилю и Пашу. Вся их жизнь строилась по законам панк-культуры. Громкая музыка, много друзей и алкоголя. «Вечеринка» продолжалась несколько суток. Лишь маленькая дочь изредка напоминала им о реальной жизни. Будучи даже в невменяемом состоянии, они готовы были заниматься малышкой, называли ее «принцессой» и учили произносить слово «Нан».

Ирина Попова, фотограф

.

ИРИНА ПОПОВА

Тверь – Петербург - Москва

Фотограф с 2004 года

.

Член Союза фотохудожников России

Трижды золотой медалист Дельфийских Игр России и СНГ в номинации «Фотография»

Дважды участник фестиваля «Молодые Фотографы России» в Нижнем Новгороде

Приз Волжского Биеннале 2008 за фотопроект «Дербежки. Деревня на краю света»

Участник международного кино- и фотофестиваля против расизма и ксенофобии «Открой глаза!»

Летом 2007 г участвовала в фотосеминаре С. Максимишина в рамках Международного летнего фотосеминара «Фотография в журнале».

.

В 2008 г стала участников семинаров фонда «Объективная реальность».

.

Сотрудничество с газетой «Час Пик», журналом «Русский репортер», работа в журнале «Огонек».

.

С сентября 2008 года – студентка Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко в группе «Документальная фотография», руководители – И. Меглинская, О. Климов.

.

Открытие выставки 12 ноября, среда, в 18.00

Место проведения: Малый зал Центра по искусству и музыке Библиотеки им. В.В. Маяковского / Невский пр., 20

.

Теги: выставки в Санкт-Петербурге, современная фотография



Назад в раздел
Европейские и восточные выставки, события всего статей: 186 Платформа curator19.90 представляет выставку URBAN DAWN Премьера! всего статей: 44 В Москве и Санкт-Петербурге пройдет официальная премьера фильма adidas Claim Freedom: захватывающие приключения на грани возможного
Российские выставки, события всего статей: 858 VIII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010»
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.



.