В современном мире моды марка «Gucci» остается одной из наиболее влиятельных и авторитетных. «Костюм Гуччи» или «галстук Гуччи» звучат почти как волшебное заклинание для тех, кто может позволить себе приобрести какую-либо вещь этого всемирно известного бренда. Если вы позволяете себе обращать внимание на то, как вы выглядите, то марка «Gucci» - это как раз то сочетание роскоши и китча, которое вам необходимо. Сейчас Модный дом Gucci выпускает не только обувь, сумки, одежду ready-to-wear, но и парфюмерию - словом, все, что необходимо для среднестатистического потребителя из высшего света.

логотип Gucci

История Дома Гуччи, как и положено в Италии, полна трагических и загадочных событий и обстоятельств, достойных великих земляков Борджиа и Медичи. Роковые судь¬бы, междоусобица, финансовые кризисы, родовые проклятия - все это словно пришло из глубины веков. За почти сто лет своего существования Дом Гуччи превратился в настоящий колосс моды, подлинную fashion-империю, которая знала времена расцвета и забвения. Сейчас трудно себе представить, что марка, которая ассоциируется прежде всего с гламуром и шиком аристократии, была создана простым итальянским шорником, поначалу мастерившим кошельки и чемоданы.
.
Флоренция издавна считалась крупным итальянским кожевенным центром. Еще в средние века флорентийские мастера славились своим умением тончайшей выделки кожи. Гуччио Гуччи, основоположник Модного дома, был сыном флорентийского ремесленника и унаследовал от предков секреты их мастерства. В 1906 г. он открыл во Флоренции шорную мастерскую под громким названием Дом Гуччи. Однако вскоре мастерская была закрыта, а сам Гуччи некоторое время работал швейцаром в Париже, Флоренции и Лондоне. В 1920 г. в 39 лет Гуччи вернулся в Италию с небольшим капиталом в 30 тыс. лир, на которые и открыл свой магазин, где продавались принадлежности для наездников, пользовавшиеся большим успехом. Бизнес оказался настолько успешным, что уже через несколько лет Гуччи смог открыть еще один магазин, расширив ассортимент выпускаемой продукции за счет дамских сумочек, кошельков и чемоданов.
.
В 1923 г. он берется за изготовление украшений из кожи для «золотой» флорентийской молодежи. Причем мастера интересовал не столько сам продукт, сколько свой, пока не созданный, логотип. Две переплетающиеся буквы G стали для Гуччи не просто удачной находкой, но еще и талисманом, принесшим ему мировую славу и богатство. Успех украшений, созданных под маркой La Gucci Vita, был настолько ошеломляющим, что заказы на кожаные изделии буквально посыпались на мастера. А спустя несколько лет на территории Апеннинского полуострова появилось множество бутиков кожаных изделий с фирменным знаком, который постепенно превращался в легенду.
.
Расцвет Дома пришелся па времена Муссолини, для которого семья Гуччи оформляла один из его флорентийских палаццо. К этому времени семья стала компанией, а компании - семьей, что позволило ей достичь успеха и покорить финансовые вершины.
.
В 1947 г. у компании появляется первая icon products - сумка с бамбуковой ручкой. Эта вроде бы ничем не примечательная сумка стала своего рода фетишем на долгие годы благодаря своим именитым обладательницам - Ингрид Бергман, Жаклин Кеннеди-Онассис и Грейс Келли.
.
В 1953 г. глава Дома Гуччи умирает, оставив свое дело сыновьям - Альдо, Уго, Васко и Родольфо. В середине 50-х гг. XX в. компания переживала расцвет, открывая все новые и новые филиалы и бутики по обе стороны океана - в Лондоне, Париже, Беверли-Хиллз и даже Токио.
.
В 60-е гг. XX в. появилась известная модель обуви loafer - легкие туфли типа мокасин с шипованной подошвой. Постепенно торговая марка стала символом роскоши и респектабельности. И если раньше поклонниками Gucci были исключительно авангардные плейбои, то теперь к ним присоединились звезды кино и шоу-бизнеса. Завистливые конкуренты считали Гуччи «протеже» четы Кеннеди, поскольку у Жаклин была именная сумочка с ручками из бамбука, принесшая ее создателям мировую известность, а Джон щеголял в эксклюзивных мокасинах, представленных ныне в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.
.
Таким образом, к 50-й годовщине своего существовании Gucci стала одной из самых преуспевающих fashion-компаний и мире, имеющей своими клиентами элиту общества.
.
Между тем успех компании стал основной причиной ее быстрого заката, поскольку отношения в многочисленном семействе наследников Гуччио Гуччи накалились до предела. Начало конца ознаменовалось открытием нового салона Gucci на фешенебельной Пятой авеню в Нью-Йорке и сокрушительным скандалом, связанным с оглаской Паоло Гуччи, сыном Альдо, ряда документов, изобличающих отца в финансовых махинациях. Ярым сторонником Паоло стал его двоюродный брат Маурицио, в будущем вытеснивший дядю и кузена из семейного бизнеса.
.
Семейные ссоры в итальянском стиле, разногласия в руководстве компании немедленно сказались на ее доходах. К началу 80-х гг. финансовое положение стало практически угрожающим. Для спасения гибнущего Дома Маурицио Гуччи предпринял стратегически важный шаг, продав 42% акций известной западной компании. Помимо этого он активно продавал направо и налево лицензии на производство вещей со знаменитым логотипом. Но, несмотря на все усилия, к началу 90-х компания все же пережила несколько серьезных кризисов, а полного краха удалось избежать лишь чудом. В роли спасителя выступил министр иностранных дел Саудовской Аравии, глава крупной финансовой компании и страстный коллекционер дорогих наручных часов. В 1993 г. он получил полный контроль над капиталом компании Gucci, когда Маурицио продал ему дело своего деда. Таким образом, к 90-м гг. XX в. торговая марка Gucci перестала быть собственностью семьи. А самого авантюриста Маурицио в 1995 г. застрелил в приемной миланского офиса наемный убийца, подосланный ревнивой женой.
.
Что касается фирмы, то ее спасителем стал никому тогда не известный американец Том Форд, благодаря которому Модный дом вернул утраченные позиции па мировых подиумах. А новый президент кампании Доменико де Соле начал перестройку бизнеса, исходя из того, что изделия марки «Gucci» должны быть предметами роскоши, доступными лишь богатым и знаменитым членам общества. Ему были хорошо известны проблемы с которыми в последнее время сталкивалась компания: недостаточно фешенебельные магазины и обилие дешевых товаров. Де Соле и Форду удалось превратить «Gucci» в один из могущественнейших брендов мира. Они сумели оживить и осовременить «классику» Gucci. Образ, который создавал Форд, больше всего подходил избалованным и взбалмошным голливудским звездам. Критики считают такую политику «ретро», однако модельер с негодованием отрицал подобные нападки и парировал, называя свой стиль «чистой фантазией».
.
Очевидно, что политика нового президента и художественного руководителя компании была правильной, поскольку уже в 1999 г. Gucci попал в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Самый быстрый взлет Дома моды». В маленькой статье было написано, что в течение трех лет Том Форд превратил этот Дом моды в один из самых популярных в мире. Годовой оборот Gucci при этом увеличился с $250 млн. до $1,2 млрд. В том же году Дом Гуччи объявил о покупке компании «Санофи», которая является владельцем Дома моды Ива Сен-Лорана, души французской моды. Кроме того, он стал обладателем обувной компании Sergio Rossi и французской компании Boucheron, производившей эксклюзивные ювелирные украшения.
.
Сегодня экономическую стратегию от Доменико де Соле изучают в Гарварде. Централизация и контроль - вот ее основные характеристики. Отсечь лишнее, безжалостно выбросить балласт, найти самое важное в марке и на этом сильном моменте сделать упор. Именно такой, несколько жестокий подход позволил де Соле создать империю. Ко всем приобретаемым маркам, начиная с Gucci и заканчивая YSL, он применял одну и ту же схему: минимизировал количество лицензий, реконструировал производственные линии и дистрибьюторскую систему. Скорой прибыли такой подход не давал, но именно погоня за быстрыми деньгами, по мнению де Соле, и погубила многие хорошие бренды.
.
Однако экономическая стратегия в модном бизнесе ничто без дизайнера. А потому заслуги Тома Форда ничуть не меньше, чем де Соле. Том Форд, сочетающий в себе в равных долях дизайнерский и маркетинговый таланты, изначально играл на скандальной репутации марки. За счет провокационной рекламы, балансирующей на грани фола, и сверхсексуальных нарядов, которые Форд показывал во время дефиле, Gucci быстро стала популярной. Том Форд не считается с традициями и историей. Он не проводит аккуратной реанимации, как делают это Альбер Эльбаз в Lanvin и Кристофер Бейли в Burberry. Форд недрогнувшей рукой уничтожает все старое, за исключением, конечно, имени, и строит фактически новую марку. При этом он контролирует не только создание одежды и аксессуаров, но и следит за интерьером магазинов и внешним видом витрин. Все это продумывается им до мелочей и служит лишь одной цели - созданию имиджа бренда.
.
С 1995 года акции Gucci торгуются на Нью-Йоркской и Амстердамской биржах. К 1999 году дела марки шли настолько успешно, что де Соле начал развивать компанию как мультибрэндовую. «Если вы акционерная компания, другого выбора у вас нет, - утверждает он. - Нужно увеличивать прибыль, а с одним брендом это невозможно». С 2001 г. крупнейшим акционером Gucci Group (53,2 процента акций) является компания PPR (Pinault Printemps-Redoute).
.
Однако в апреле 2004 года Том Форд и Доменико де Соле покидают Gucci Group. Покидают по собственному желанию и обоюдному согласию сторон. Они не сочли нужным продлевать свои контракты и вакантным оказалось сразу 3 места: два в Gucci и одно в Yves Saint Laurent. И если в YSL ситуация быстро пришла в норму, после прихода на пост креативного директора – Стефано Пилати, то в Gucci еще некоторое время было не спокойно. Сначала мужскую линию ready-to-wear возглавил шотландец Джон Рей, а женскую - Алессандра Фачиннети. Но оба дизайнера не долго продержались на этих постах, по словам критиков – из-за неординарности творческого мышления, не вписывающегося в рамки Гуччи. В то же время в Gucci Group работала и Фрида Джаннини, создававшая аксессуары для этого Дома. В феврале 2006 г. ей то и было поручено стать новым креативным директором и главой Дома Gucci, кем она и является по сей день.
.
Новый девиз Дома Гуччи - за современность и новизну - вполне соответствует духу его первого владельца, а теперь удачно воплощается его последователями. Сегодня Gucci - это сеть из 158 магазинов по всему миру, 73 магазина на duty-free и 275 отделов в крупных универмагах и торговых галереях. Это масштабные рекламные кампании и звездная клиентура фирмы - Мадонна, Том Круз, Шарон Стоун и др. Это зрелищные и имеющие большой резонанс в мире моды fashion-show в Париже и Милане. Это, наконец, третья марка в Европе после Armani и Prada. Логотип Gucci украшает не только кожаные изделии и различные аксессуары, но и 11 линий одежды, а также обувь, часы, парфюмерию и меха.
.
Легенда об итальянском шике, созданная простым флорентийским шорником в начале XX в., живет и процветает, несмотря на все невзгоды. Однако ни один из представителей семьи больше не участвует в работе компании.
.
Автор: Станислав Переводов
.
Официальный сайт: www.gucci.com 



Назад в раздел
Fashion-компании всего статей: 7 Компания Quiksilver, Inc. Дома моды всего статей: 38 Дом моды Ermenegildo Zegna
Марки одежды, обуви и аксессуаров всего статей: 122 Marithe + Francois Girbaud — союз нерушимый, французов свободных…
Новая публикация на сайте
Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне»
Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне»
28 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне», организованная Институтом связей с зарубежными странами ifa, Гёте-Институтом и Московским музеем дизайна. Выставка представит работы молодых дизайнеров из России, Германии и других стран мира. Российскую часть экспозиции подготовил Московский музей дизайна. Проект исследует идею «нового» и «старого» в дизайне, раскрывает природу отношений между традицией и инновацией, рассказывает о трендах, формах и материалах, которые, с одной стороны, постоянно меняются, а с другой — сохраняют тесную связь с историческим контекстом и традиционной культурой.
Накануне вечером в Нью-Йорке Кристофер Бейли, креативный и генеральный директор британского дома Burberry, выступил организатором мероприятия, приуроченного к запуску новой коллекции сумок The DK88 bag collection, в фирменном магазине Burberry на Spring Street.




.