В древности слово «платье» означало совершенно любой предмет гардероба, причем как женского, так и мужского, и только со временем это название закрепилось именно за любимым нами атрибутом женской одежды.

История платья насчитывает сотни лет, в течение которых менялись как его материалы, так и силуэт. Интерпретация этого наряда варьируется от простого, похожего на рубашку, носимого египтянами, до богато украшенных платьев восемнадцатого века.

В Древнем Египте самой распространенной одеждой был хитон (длинная рубашка, подпоясанная с напуском), основной деталью костюма древних римлян являлась тога, древних греков – туника.

Вплоть до XIV века платье считалось нейтральным нарядом, который могли носить как женщины, так и мужчины.

В течение средних веков платья дам становились все более роскошными, благодаря восточным тканям и украшениям, привезенным крестоносцами. Также усложняются крой и форма платья, на женском платье появляются всевозможные шнуровки; в моду входят платья, полностью скрывающие женскую фигуру.

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) в моду вошли стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе. В начале XVIII в. наступила эпоха рококо, торжественную парадность барокко сменили грациозность, легкость и игривость. Красавица эпохи рококо имела узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастировал с огромной округлой юбкой. Декольте увеличелось, а юбка несколько укоротилась.

В XVIII в. появилось несколько стилей женского костюма. Сначала в моде было манто – длинное платье, приталенное сзади, а спереди открывающее нижнюю юбку. Затем был создан контуш – элегантное платье с крупными складками на спинке, ниспадавшими с плеч. Также появляется платье полонез, которое состоит из нижней юбки и лифа, поверх которых надевали распашное драпированное платье со спинкой из 3 частей. Этот покрой платья был фаворитом в гардеробе Марии Антуанетты.

На рубеже XVIII - XIX века в моду снова стала входить естественность. Подражание античной одежде изменило силуэт платья. Оно приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз – полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Сегодня дизайнеры используют высокий пояс в крое платья для создания романтического образа, например, многие платья женственного бренда «Майская роза» имеют завышенную линию талии, что визуально делает силуэт более хрупким и изящным.

В викторианскую эпоху акцент делался на декор, а также украшения и аксессуары.

За XX век платье перетерпело больше изменений, чем за всю свою историю.

Платья начала прошлого столетия надевались на прямой, скрывающий линию груди корсет, который делал талию очень узкой. Большинство платьев имели свободный лиф, а также подчеркивали бедра. В моде были длинные струящиеся юбки.

В 1905 – 1906 годах модные дизайнеры, такие как Poiret, Erte и Fortuny, начали выпуск своих новых моделей – простых платьев, которые можно было носить без корсета. Сначала длина юбки была поднята от пола до лодыжки – сенсация моды, впрочем, как и морали. Это проложило дорогу революционной моде шумных 20-х годов, когда стала социально приемлема серия популярной классики. Сюда входили удобные платья-рубашки и трикотажные платья, платья прямого кроя с клапанами, простые платья, застегивающиеся на пуговицы, и платья-фартуки (первая женская рабочая униформа, которую носили даже в магазинах и офисах).

В Новый, 1922 год, женщины “вошли” в образе мальчика-подростка: короткие стрижки, платья простого покроя – то, что называлось стиль “гарсон”. Юбки менялись, что называется, “на глазах”. В 1921 году были в моде юбки до щиколотки,в 24-м году - юбки чуть ниже колена, а 27-ой год шокировал всех юбками на два пальца выше колен.

В 1926 году, когда Коко Шанель впервые продемонстрировала свое маленькое черное платье, то оно не произвело большого эффекта. Рассмотреть гения простого платья женщинам помогла Великая Депрессия 30-х годов. Маленькое черное платье в какой-то мере уровняла всех женщин, ведь для того, чтобы прекрасно выглядеть в свете, не обязательно было быть женой банкира, достаточно было просто достать из гардероба маленькое творение великого мастера. 

В начале сороковых вошли в моду платья с многослойными юбками, рукавами-фонариками. Самым популярным узором в то время стал узор « в полоску».

Тенденция стилей начала 40-х годов напоминает одеждылатиноамериканок. В это же время другие модницы предпочитали копировать стиль одежды голливудских актрис, третьи – продолжали развивать популярный в тридцатых годах образ “женщины-подростка”.

Во время Второй Мировой войны в моде были юбки по колено и строгий прямоугольный силуэт. После войны в моде произошел переворот – парижский кутюрье Кристиан Диор придумал знаменитый стиль «нью лук» - прилегающий лиф, широкая юбка, туфли на шпильке. Этот силуэт придает женской фигуре небывалое изящество и очарование. Видимо, именно поэтому стиль «нью лук» так популярен в наши дни. Сейчас стиль «нью лук» существует не только в коллекциях класса «lux», но и в прет-а-порте.

Идеал от Christian Dior – это элегантность и женственность, неподвластные времени. Воплощением абсолютной красоты Диор считал цветы. А среди цветов любимыми были розы и ландыши. Они-то и послужили прообразами главных силуэтов новой моды.

Любимые цвета Диора – серый и розовый, делали женщин воплощением элегантности и романтичности. Эти цвета и их оттенки постоянно присутствуют в самых удачных коллекциях современных дизайнеров, например коллекции бренда «Майская роза» радуют гармоничным сочетанием как ярких цветов, так и мягких «диоровских» оттенков.

Модели Диора захватывали мир. Последней на милость молодого, набирающего обороты модельера, “сдалась” Америка и там, в 1949 году, миру явилось пальто с расклешенным подолом.

Платье времен 60-х отличалось простым кроем, яркими расцветками, ну и конечно очень корой длиной. Также в 60-е годы в моду вошли искусственные материалы, ткани: кримплен, нейлон, дралон, дакрон, лайкра, терилен, акрилан, орлон, полиэстер. Помимо незнакомых названий, общественность привлекало то, что одежда из этих тканей не мнется, легко поддается чистке и стирке, не теряет форму и внешний вид, и имеет небольшую стоимость.

Хиппи и их поклонники привнесли в моду семидесятых одежду ручной работы, натуральные ткани, цветочные и полосатые мотивы, свободный покрой и множество аксессуаров. Молодые дизайнеры семидесятых обратили внимание на классику национальных костюмов. В моду вошли длинные сарафаны из натуральных тканей, вышивкой в национальном стиле.

Платья в стиле «Диско» – еще одна фишка семидесятых. Яркие и блестящие платья-туники предпочитали носить с джинсовыми шортами и цветными лосинами. Цвета – синий зеленый, желтый электрик, неон, блеск. Ткани – атлас, ламе, люрекс.

Платья времен восьмидесятых отличались наличием больших подплечников, что создавало силуэт под названием «перевернутый треугольник». На пике моды долгое время оставалось облегающее платье с широкими плечами, очень широким поясом и доходящим до талии декольте. В восьмидесятые годы стало модно использовать в дизайне платьев стили поп-арт и Пикассо.

Девяностые годы смешение модных направлений было невообразимым. Итальянский стиль – декор и яркие цвета, американский минимализм с выраженным влиянием протестантской морали, синтетические “неопанк” и “гранж”, “зеленые” против натурального меха и кожи.

В конце девяностых на Западе вернулась мода на классику. Теперь “маленькое черное платье” могло быть темно-зеленым или красным, вернулась мода на “американскую пройму” и минимум деталей при геометрически выверенном крое.

Мода нового тысячелетия активно использует силуэты, созданные в 20-м веке. Главным отличием современных платьев от одежды 90-х годов является преимущественное использование натуральных тканей. Например, российский бренд «Майская роза» выбирает дорогие натуральные ткани не только для создания моделей класса «lux», но и для коллекций прет-а-порте.

Автор статьи: Олеся Крапивка, директор бренда "Майская роза"



Назад в раздел
Карьера в индустрии моды всего статей: 8 Культурологическая программа «Теория моды: одежда, тело, культура» Коллекции всего статей: 1242 G-SHOCK FROGMAN с глубиномером
Показы всего статей: 478 В рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia состоится показ модельера Антона Галецкого Рекламные кампании всего статей: 202 Lee представляет лукбук весенне-летней коллекции c участием российских Instagram блогеров
Эволюция вещей всего статей: 8 Кардиган: история создания, эволюция, современные тенденции
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.
Накануне вечером в Нью-Йорке Кристофер Бейли, креативный и генеральный директор британского дома Burberry, выступил организатором мероприятия, приуроченного к запуску новой коллекции сумок The DK88 bag collection, в фирменном магазине Burberry на Spring Street.




.