Эволюция моды неразрывно связана с постоянными изменениями исторических условий жизни общества. С течением времени появлялись новые виды одежды; некоторые из них в скором времени утрачивали свою актуальность и навсегда уходили в прошлое, другие же, претерпевая некоторые изменения в своем историческом развитии, смогли сохраниться до наших дней. В данной статье мы попытаемся проследить историю развития одного из самых популярных и модных на сегодня видов верхней одежды – тренчкота.

.

Тренчкот представляет собой двубортный мужской или женский плащ (пальто) с застежкой до воротника. Как правило, типичный тренчкот обладает следующими, характерными для него, деталями кроя, несущими на себе черты военной униформы: отложным воротником, отлетной кокеткой на спинке, ассиметричной кокеткой-клапаном на полочке, завязывающимся в узел поясом, выполненным из основной ткани, хлястиком на рукавах, высокой шлицей, глубокими прорезными карманами и погонами. В качестве отделки плаща применяется отстрочка по всем его швам.

Нужно отметить, что современные тренчкоты, стоящие на пике современной моды, утратили незначительную часть классических деталей, и вместе с тем приобрели полуприталенный силуэт, делая прежний фасон более изящным.

.

Вернемся теперь к истории возникновения тренчкота. Его прообразом считается плащ-макинтош, названный так в честь шотландского химика Ч. Макинтоша, которому удалось в свое время изобрести прорезиненную ткань. Первые плащи из непромокаемого материала его фабрика выпустила в 1823 году. Но, несмотря на свои неоспоримые преимущества, эти изделия имели и ряд существенных недостатков - технология прорезиненных тканей не была до конца проработана. Европейские и американские технологи на протяжении всего XIX столетия старались запустить каучук в текстильное производство, в результате чего появились новые виды изделий. Однако по-настоящему удобную в носке прорезиненную ткань удалось сделать Томасу Берберри, который на тот момент был всего лишь провинциальным торговцем. В его магазине могли купить себе одежду разве что сезонные рабочие и фермеры. Понятно, что эстетическая сторона одежды мало интересовала этого англичанина; он старался максимально сосредоточиться на достижении комфорта в одежде, так чтобы она являлась, прежде всего, средством защиты от неблагоприятных воздействий природы.

Благодаря своей наблюдательности, Берберри заметил, что бедная одежда пастухов намного меньше промокает под дождем. Он сделал следующее предположение: ткань оказывается более влагостойкой и лучше сопротивляется дождю, если была выработана из плохо промытой шерсти. С тех пор находчивый англичанин стал обрабатывать пряжу водоотталкивающим составом, причем до того как она попадет на ткацкий станок.

В 1888 году Томасом Берберри был запатентован новый вид непромокаемой ткани – габардин. В отличие от тканей производства Ч. Макентоша, этот материал отлично пропускал воздух, так как не был пропитан резиновым составом. Помимо специальной обработки пряжи, основное качество габардина – влагостойкость – объяснялось новейшей технологической разработкой: за счет сложно-саржевого переплетения на поверхности ткани образовывался мелкий рубчик, идущий по диагонали, благодаря которому капли дождя скатывались с поверхности материала, не успевая проникнуть между нитями.

Большим успехом габардин пользовался в производстве спортивной одежды для лыжников, покорителей Полюса, гольферов, яхтсменов, а также первых автомобилистов. Организованная компания "Burberry" успешно развивалась, приобретая всемирную известность. Один за другим открывались фирменные магазины в столицах Англии, Франции, Германии и Америки. Несмотря на внушительный ассортимент товаров, знаковой вещью фирмы «Burberry» был и остается по сей день плащ тренчкот.

.

Термин "trench coat" ведет к английскому слову "trench", что в переводе означает «окоп». Данный плащ не спроста получил такое жесткое, по-настоящему военное название: он прошел не одно испытание в боевых условиях.

В военный период 1899 -1902 гг. в изготовлении офицерских шинелей стали применять габардин, который более подходил климату Южной Африки, нежели шерстяное сукно.

Во время Первой мировой войны именно тренчкоты Бёрберри стали неотъемлемой частью форменной одеждой пятисот тысяч офицеров армии Ее Величества.

По завершению войны удобный тренчкот пользовался большой популярностью у путешественников.

Интересно отметить, что современный тренчкот обладает некоторыми рудиментами прежнего фасона плаща: например, свисающими на хлястиках металлическими полуколечками. Ведь раньше они представляли собой крепежи для гранат или сабли. А отлетная кокетка на спинке в своем изначальном варианте использовалась в качестве дополнительной защиты от дождя.

.

Итак, тренчкот, как вид верхней одежды, получил свое историческое развитие и, претерпевая некоторые изменения, дошел до наших дней. В середине XX столетия неподражаемые звезды Голливуда (Марлен Дитрих, Гари Купер, Хамфри Богарт, Грейс Келли, Кларк Гейбл и другие) вводят плащ в моду пока только в качестве мужской городской одежды. Однако прошло совсем немного времени, и тренчкоты стали частью женского гардероба. И яркий пример тому – известные и популярные в свое время фильмы - "Завтрак у Тиффани" и "Крамер против Крамера". Их главные героини (Одри Хепберн и Мэрил Стрип) одеты в те же классические тренчкоты фирмы «Burberry».

Ежегодно по всему миру продается и покупается более ста тысяч тренчкотов этой фирмы. Примечательно, что, начиная с 1924 года, такие плащи сажаются на подкладку, выполненную из ткани в красно-черно-бело-бежевую клетку, что является своеобразным товарным знаком известной фирмы.

Недавно «Burberry» отметила сто пятьдесят лет своего существования. Истинные модницы, настоящие ценители тренчкотов, следят не только за новым дизайном всем известного плаща, но и объявляют охоту за классическими образцами давнего периода, которые можно встретить в винтажных лондонских магазинах.

Тренчкоты с большим успехом стали выпускать такие известнейшие марки в области дизайна одежды, как Purdley, Celine, Paui Smith, Jeremy Scott, John Bartlet, Versace и другие. Сейчас в бутиках всего мира можно увидеть тренчкоты не только традиционного черного цвета, дополненные клетчатой подкладкой, но и других, более ярких цветов и всевозможных оттенков. Фасоны плащей также заметно изменились: помимо классических двубортных моделей появились однобортные, с потайной застежкой и рукавом реглан.

Отдельного разговора заслуживают так называемые мини-тренчкоты для женщин, которые отличаются от своих прототипов лишь длиной. Такой жакет обычно носят с поясом, который может крепиться шлевками или быть запрятанным в кулиску.

.

Тренчкоты были популярны на протяжении сотни лет, и они остаются таковыми по сей день, будучи верными своим главным качествам: удобству и практичности. Поэтому можно с уверенностью предположить, что эти плащи будут столь же актуальны в далеком будущем.

.

.

Пользователи, прочитавшие данную статью, также просматривают:

.

:: Эволюция пальто

.

:: Эволюция галстука



Назад в раздел
Карьера в индустрии моды всего статей: 8 Новый актуальный проект выставки моды СРМ – Collection Premiere Moscow — «Деловой Центр СРМ» Коллекции всего статей: 1228 Мужская коллекция Z Zegna. Сезон осень-зима 2009-2010
Показы всего статей: 475 Cостоялся специальный показ Dirk Bikkembergs осень-зима 2013-14 в ЦУМе Рекламные кампании всего статей: 198 Новая спортивная кампания PUMA – платформа «The Nature of Performance»
Эволюция вещей всего статей: 8 Кардиган: история создания, эволюция, современные тенденции
Новая публикация на сайте
Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне»
Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне»
28 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне», организованная Институтом связей с зарубежными странами ifa, Гёте-Институтом и Московским музеем дизайна. Выставка представит работы молодых дизайнеров из России, Германии и других стран мира. Российскую часть экспозиции подготовил Московский музей дизайна. Проект исследует идею «нового» и «старого» в дизайне, раскрывает природу отношений между традицией и инновацией, рассказывает о трендах, формах и материалах, которые, с одной стороны, постоянно меняются, а с другой — сохраняют тесную связь с историческим контекстом и традиционной культурой.
Накануне вечером в Нью-Йорке Кристофер Бейли, креативный и генеральный директор британского дома Burberry, выступил организатором мероприятия, приуроченного к запуску новой коллекции сумок The DK88 bag collection, в фирменном магазине Burberry на Spring Street.




.