Плагиат окружает нас повсюду. Из-за копирования произведений судятся звезды, автоконцерны, производители модных гаджетов. Китай давно завоевал почетное звание всемирного плагиатчика – там производят поддельные люксовые бренды, автомобили и копируют целые магазины. За всем этим «великолепием» мы часто не обращаем внимания на тот плагиат, который совсем рядом. Freedomart о плагиате в продуктовой упаковке и о том, как от него обезопаситься заказчикам. 


 

Тысячи товаров-плагиатов безнаказанно лежат на полках. Юридически, если плагиат нарушает авторское право или патентное право, то может повлечь уголовную ответственность. Нелегальное изготовление продукции под чужой торговой маркой – это уже мошенничество. Привлекаются компании к ответственности – крайне редко, правда суммы могут составить от 10 000 до 5 миллионов рублей. Так что получается плагиат целиком на совести дизайнеров и их заказчиков. 



Конечно, в бизнесе все так хитро устроено, что никто не считает, например, конкурентную разведку плагиатом. В IT и автомобилестроении это давно норма. Не успел первым запатентовать и выпустить на рынок свое изобретение – считай, пропало. Кто первый, тот и прав – все остальные будут вторыми. Отчасти такой плагиат можно назвать двигателем прогресса, иначе мы бы ждали появления следующего IPhone еще лет 10. 

Конечно, стоит отличать плагиат от вдохновения. У дураков, говорят, мысли сходятся. Иногда они сходятся и у гениев. Режиссер Мартин Скорсезе, например, не стесняется говорить, что использует в своих произведениях плагиат. В итоге у него получаются шедевры. Доказательство этому, как и в случае с упаковкой – касса. «Дизайнеры могут вдохновляться чем угодно, но задача брендинговой компании – создать уникальный бренд, уникальный не только визуально, но и стратегически, - говорит генеральный директор Freedomart Кирилл Халюта. – На рынке полно похожих друг на друга упаковок, главный вопрос, который нужно задать в этом случае – как этот товар продается, успешна ли компания?» 

Конечно, упаковок-плагиатов на полках много. Все просто не поместятся в одну статью. Так что мы выбрали для вас то, что ближе лежало. 

Вот, например, привет из 90-х, когда каждая шашлычная спешила окрестить себя «МакДональдсом». В универмаге эконом-класса на полке рядом лежат шоколадки «Сникерс» и «Спринт». Понятно, что производитель знаменитой шоколадки не будет тратить время на разбирательства в суде. Бренд от этого потеряет немного. Разве что подслеповатая бабушка случайно купит внуку «Спринт» или покупатель, желающий сэкономить пару рублей. «Тот, кто копирует, всегда проигрывает, - считает Кирилл Халюта. – Потребитель задумается, если компания не удосужилась потратить деньги на создание упаковки, то может и на сырье сэкономили, а фасовщики руки не моют». 


Но это то, что касается соперничества сильных брендов с их более слабыми копиями. На рынке множество случаев, когда менее известный производитель вводит покупателей в заблуждение, присваивая себе дизайн упаковки более успешного собрата. Вот тут уже экономический ущерб должен оценить тот, с кого копируют. И предпринять меры. В мае 2012 нас порадовал самарский икорный плагиат. Схожесть упаковок до степени смешения определил ВЦИОМ. Теперь заводу придется все-таки задуматься об уникальном дизайне. 


«Санта Бремор» и «Самарский майонезный завод» 

Бывает и так, что нахождение в разных товарных группах позволяет плагиатам мирно соседствовать и не ссориться. Хрестоматийный пример: журнал «7 дней» и сухарики «3 корочки». 


Сухарики «3 корочки» и логотип журнала «7 дней» 

Впрочем, увидеть элементы плагиата можно не только в магазинах эконом класса…Не стесняются вдохновляться чужими идеями и именитые заказчики и исполнители. Вот, к примеру: 


Слева: дизайн для Hattomonkey. Калифорния, 2011 год  / Справа: Корейская сеть MrLee 

На последнем конкурсе Каннские львы, призером стала упаковка молока. Возможно, дизайнеры израильского и «каннского» молока просто мыслили в одном направлении? 


Слева: Израиль. Бренд ADIR 2010 год Запущено в производство: 2011 год / Справа: Каннские Львы, «серебро», бренд MLK («Продмол») 2011 год.  Запущено в производство: ? 

Вывод из сказанного достаточно прост. В плагиате может быть виноват и бессовестный заказчик (впрочем, откровенные копии делают без участия дизайнеров и брендинговых агентств, на коленке) и вдохновленный дизайном из далекой страны исполнитель. 

Для того, чтобы выбрать подрядчика, недостаточно просто заглянуть в рейтинг креативности. «Как правило, эти рейтинги оценивают визуальную составляющую брендинга, красоту картинки или упаковки. Я думаю, что многие будущие заказчики хотели бы видеть рядом с упаковкой и показатели доходности, которые она принесет, но их почему-то никто не пишет, - говорит Кирилл Халюта. 

Заказчикам и самим неплохо лишний раз ответственно подойти к выбору брендинговой компании – не лениться, проанализировать портфолио подрядчика и его соответствие реальности. На этапе заключения контракта – внимательно посмотреть в договор и понять, какую ответственность в итоге несет исполнитель. А при получении произведения на руки требовать отчет о проверке в ФИПС и других органах. 

Статья подготовлена брендинговой компанией www.freedomart.ru


Назад в раздел
Новинки дизайна всего статей: 170 Lotus Новый свет всего статей: 43 Лола
Обзоры концептуальных проектных решений всего статей: 191 Первый обзор: iPhone 6 Сравнения всего статей: 6 Студия Артемия Лебедева и Станислав Катц (Stanislav Katz)
Новая публикация на сайте
В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. состоялась церемония вручения премии «Золотая Маска»
В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. состоялась церемония вручения премии «Золотая Маска»
В среду 19 апреля на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко прошла торжественная церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Гостям церемонии посчастливилось провести прекрасный вечер в одном из самых современных театральных комплексов Европы, во втором по величине музыкальном театре России.



.