Плагиат окружает нас повсюду. Из-за копирования произведений судятся звезды, автоконцерны, производители модных гаджетов. Китай давно завоевал почетное звание всемирного плагиатчика – там производят поддельные люксовые бренды, автомобили и копируют целые магазины. За всем этим «великолепием» мы часто не обращаем внимания на тот плагиат, который совсем рядом. Freedomart о плагиате в продуктовой упаковке и о том, как от него обезопаситься заказчикам. 


 

Тысячи товаров-плагиатов безнаказанно лежат на полках. Юридически, если плагиат нарушает авторское право или патентное право, то может повлечь уголовную ответственность. Нелегальное изготовление продукции под чужой торговой маркой – это уже мошенничество. Привлекаются компании к ответственности – крайне редко, правда суммы могут составить от 10 000 до 5 миллионов рублей. Так что получается плагиат целиком на совести дизайнеров и их заказчиков. 



Конечно, в бизнесе все так хитро устроено, что никто не считает, например, конкурентную разведку плагиатом. В IT и автомобилестроении это давно норма. Не успел первым запатентовать и выпустить на рынок свое изобретение – считай, пропало. Кто первый, тот и прав – все остальные будут вторыми. Отчасти такой плагиат можно назвать двигателем прогресса, иначе мы бы ждали появления следующего IPhone еще лет 10. 

Конечно, стоит отличать плагиат от вдохновения. У дураков, говорят, мысли сходятся. Иногда они сходятся и у гениев. Режиссер Мартин Скорсезе, например, не стесняется говорить, что использует в своих произведениях плагиат. В итоге у него получаются шедевры. Доказательство этому, как и в случае с упаковкой – касса. «Дизайнеры могут вдохновляться чем угодно, но задача брендинговой компании – создать уникальный бренд, уникальный не только визуально, но и стратегически, - говорит генеральный директор Freedomart Кирилл Халюта. – На рынке полно похожих друг на друга упаковок, главный вопрос, который нужно задать в этом случае – как этот товар продается, успешна ли компания?» 

Конечно, упаковок-плагиатов на полках много. Все просто не поместятся в одну статью. Так что мы выбрали для вас то, что ближе лежало. 

Вот, например, привет из 90-х, когда каждая шашлычная спешила окрестить себя «МакДональдсом». В универмаге эконом-класса на полке рядом лежат шоколадки «Сникерс» и «Спринт». Понятно, что производитель знаменитой шоколадки не будет тратить время на разбирательства в суде. Бренд от этого потеряет немного. Разве что подслеповатая бабушка случайно купит внуку «Спринт» или покупатель, желающий сэкономить пару рублей. «Тот, кто копирует, всегда проигрывает, - считает Кирилл Халюта. – Потребитель задумается, если компания не удосужилась потратить деньги на создание упаковки, то может и на сырье сэкономили, а фасовщики руки не моют». 


Но это то, что касается соперничества сильных брендов с их более слабыми копиями. На рынке множество случаев, когда менее известный производитель вводит покупателей в заблуждение, присваивая себе дизайн упаковки более успешного собрата. Вот тут уже экономический ущерб должен оценить тот, с кого копируют. И предпринять меры. В мае 2012 нас порадовал самарский икорный плагиат. Схожесть упаковок до степени смешения определил ВЦИОМ. Теперь заводу придется все-таки задуматься об уникальном дизайне. 


«Санта Бремор» и «Самарский майонезный завод» 

Бывает и так, что нахождение в разных товарных группах позволяет плагиатам мирно соседствовать и не ссориться. Хрестоматийный пример: журнал «7 дней» и сухарики «3 корочки». 


Сухарики «3 корочки» и логотип журнала «7 дней» 

Впрочем, увидеть элементы плагиата можно не только в магазинах эконом класса…Не стесняются вдохновляться чужими идеями и именитые заказчики и исполнители. Вот, к примеру: 


Слева: дизайн для Hattomonkey. Калифорния, 2011 год  / Справа: Корейская сеть MrLee 

На последнем конкурсе Каннские львы, призером стала упаковка молока. Возможно, дизайнеры израильского и «каннского» молока просто мыслили в одном направлении? 


Слева: Израиль. Бренд ADIR 2010 год Запущено в производство: 2011 год / Справа: Каннские Львы, «серебро», бренд MLK («Продмол») 2011 год.  Запущено в производство: ? 

Вывод из сказанного достаточно прост. В плагиате может быть виноват и бессовестный заказчик (впрочем, откровенные копии делают без участия дизайнеров и брендинговых агентств, на коленке) и вдохновленный дизайном из далекой страны исполнитель. 

Для того, чтобы выбрать подрядчика, недостаточно просто заглянуть в рейтинг креативности. «Как правило, эти рейтинги оценивают визуальную составляющую брендинга, красоту картинки или упаковки. Я думаю, что многие будущие заказчики хотели бы видеть рядом с упаковкой и показатели доходности, которые она принесет, но их почему-то никто не пишет, - говорит Кирилл Халюта. 

Заказчикам и самим неплохо лишний раз ответственно подойти к выбору брендинговой компании – не лениться, проанализировать портфолио подрядчика и его соответствие реальности. На этапе заключения контракта – внимательно посмотреть в договор и понять, какую ответственность в итоге несет исполнитель. А при получении произведения на руки требовать отчет о проверке в ФИПС и других органах. 

Статья подготовлена брендинговой компанией www.freedomart.ru


Назад в раздел
Новинки дизайна всего статей: 171 Стул “Lobby” — норвежский дизайн Новый свет всего статей: 43 Good night Eileen – новая модификация архаичного фонаря
Обзоры концептуальных проектных решений всего статей: 196 Miss Lacy Сравнения всего статей: 6 Nendo (Oki Sato) и Lull (Marianne Varmo, Heidi Buene, Audun Kollstad)
Новая публикация на сайте
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart и ярмарка Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта Ruinart Art Patronat
Дом Ruinart, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow и Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявляют победителя конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat. Согласно решению жюри, победителем конкурса стал российский художник Алексей Мартинс, номинант Премии Кандинского за 2015 год (номинация «Молодой художник. Проект года»). На данный момент он сотрудничает с московской Fragment Gallery. В качестве победителя Алексей получит грант на реализацию своего проекта «Черный диптих» («Черный лес» и «Черное небо») в рамках следующего выпуска ярмарки Cosmoscow 2018 и возможность посетить Дом Ruinart во французской провинции Шампань. В общей сложности жюри конкурса получило 15 заявок на соискание гранта.



.